Назад Наверх

«Гроза» ТЮЗа Республики Саха (Якутск): Янни или Лорел?

Блог 30.05.2018 Анна Резвова

Недолюбленная дочь Варя Кабанова превращает жизнь своей семьи в ад, а Катерина становится лишь инструментом мести матери и брату. В общем, приехали якуты и за полтора часа рассказали, как, что и почему у Островского.

«Гроз» в России много, за нее берутся и мэтры, и начинающие режиссеры – бесконечно разбирают эту пьесу, бесконечно пытаются удивить. Якутская версия претендует, пожалуй, на звание самого спорного спектакля фестиваля «Ново-Сибирский транзит». Я вышла из зала в полной уверенности, что ничего, кроме истерического смеха и недоумения, эта постановка вызвать не может. И в том, что другое мнение невозможно, я тоже была уверена. У меня было несколько версий, почему эксперты выбрали этот спектакль, и ни одна из них не предполагала, что он может кому-то нравиться. Оказалось, может. И непрофессионализм для одних может быть наивным искусством для других. Красота в глазах смотрящего, как обычно. Что вы слышите – Янни или Лорел? Что вы видите – концептуальный треш или неталантливый капустник?

Сценографический аскетизм – железная кровать и деревянная лошадка-качалка. Метафоры – Катерина-мученица на кресте, омывание ног Кабанихой Тихону, кровать, крутящаяся в воздухе, – связь Катерины и Бориса. Условности – мука вместо седины, краска (кетчуп?) вместо крови. Сновиденческие мотивы. Почему мне кажется, что все это и многое другое (режиссер Динислам Тутаев был щедр) не стеб по поводу современного театра, не отсылка к массовой культуре с сериалами, предсказуемостью в виде красной бегущей строки? Не знаю. Думаю, они это серьезно. По крайней мере, актеры, которые могут натурально «расколоться», услышав смех в зале (актриса Марина Корнилова в роли Кабанихи).

Пока искала истину, я нашла материал «Сюрреализм на сцене ТЮЗа» про «Грозу» на якутском сайте. Читаем: «Открывается занавес, и мгновенно попадаешь в сюрреалистический мир, созданный сценографом в стиле кубизма. Такое решение отражает в пьесе любовный треугольник. Четвертый угол – Кабаниха. На этом необычном фоне разыгрывается трагедия семьи Кабановых». Сюрреализм, кубизм, треугольник с четвертым углом, трагедия – теперь понятно. «Для артистов – материал очень сложный, потому что построен на контрастах. Молодые актеры, исполнители главных ролей Катерины – Катя Хоютанова, Тихона – Владислав Портнягин, Бориса – Никита Соловьев точно передавали внутренний и внешний рисунок роли, видно было, что работа сделана очень большая. А более старшие актеры – Кабаниха – заслуженная артистка РС(Я) Марина Корнилова, Варвара – отличник культуры РС(Я) Анна Иванова разыграли свои роли «как по нотам»». А те ли ноты режиссер дал артистам? «Зрители безотрывно следили за происходящим на сцене, сочувствуя главным героям и переживая за них. Это ли не главное?». Сочувствовали? Сопереживали? Это главное, конечно.

На самом деле, совершенно не хочется язвить. Этот спектакль может быть попыткой осмысления театром современной русской культуры, просто попыткой не совсем уверенной и удачной. И проблема не в языке, а в этнической разнице мышлений. Добрые якуты стараются всех оправдать, поэтому рассказывают отдельной вставкой в спектакле свою историю семьи Кабановых, которая им кажется логичной: муж Кабанихи умирает, они остаются с Варварой вдвоем, но потом в жизни Марфы Игнатьевны случается еще одна любовь, дочь остается без внимания матери. Однако новый кавалер бросает Кабаниху беременной, та страдает и всю любовь отдает сыну Тихону, а Варя становится изгоем в семье. Из ненависти к матери и брату Варя и искушает Катерину. Ну, а сама Катя поддается соблазну, потому что муж к ней не очень-то внимателен. Никто ни в чем не виноват, как говорится. Получается, действительно, что-то наивное, местами обаятельное, но пока не совсем искусство с небрежными костюмами и неорганичной пластикой. Да, я слышу «Лорел».

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *