Назад Наверх

Новосибирская культура под знаком радикального православия

What's up 30.03.2015

Две новости обрушились на Новосибирск в минувшие дни.

Первая – это отставка директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, случившаяся 29 марта непосредственно в местном аэропорту «Толмачево», где заместитель министра культуры вручил ему соответствующий документ. В интервью «Известиям» экс-директор театра подчеркнул, что до последнего момента не знал о своей отставке, свершившейся, по мнению большинства экспертов, в грубой и циничной форме. Отставка из-за событий вокруг «Тангейзера» произошла уже после того как Мировой суд Центрального района Новосибирска полностью оправдал и директора театра Бориса Мездрича, и режиссера оперы Тимофея Кулябина. Не повлияли на министра культуры РФ Владимира Мединского ни сотня писем поддержки со стороны первых лиц российской культуры, ни экспертиза ученых-религиоведов, ни высочайшее признание оперы со стороны профессионального сообщества, ни добровольная коррекция спектакля со стороны руководства театра. Напомним, что даже после оправдательного приговора директор театра принял решение убрать из спектакля постер, вызвавший бурю негативных эмоций со стороны православных активистов. Единственное, чего не выполнил Мездрич – это не принес публичного покаяния, как того требовало Министерство культуры РФ. Но после постановления суда о том, что в действиях директора и режиссера не было умышленного осквернения предметов религиозного культа, подобное покаяние со стороны руководства выглядело бы по меньшей мере странно.

Мездрич

Борис Мездрич

 

Увольнение Мездрича состоялось в воскресенье, в день «молитвенного стояния» на площади перед Оперным театром в защиту веры, прийти на который в дни поста призвал во время проповеди лично митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, заявивший, что все, кто не придет на митинг – это христопродавцы. Данное заявление митрополита, оскорбившее многих искренне верующих, в свою очередь внесло раскол среди православного сообщества. Сам митрополит – по свидетельствам многочисленных СМИ и очевидцев – на митинг не явился, попав, тем самым, в собственную оскорбительную ловушку. А роль главного защитника веры и культурных ценностей взял на себя в этот день Николай Валуев, олицетворяющий новую российскую духовность.

Как рассказали наблюдатели, предложения на православном митинге, артикулированные со сцены, варьировались от «дать в морду», «нагнуть» и «зачистить» до «мочить» и «развесить на фонарях».

Новым директором театра между тем назначен Владимир Кехман, директор Михайловского театра в Санкт-Петербурге, снискавший крайне неоднозначную репутацию в качестве «бананового короля», «принца лимона» и человека, за которым тянется длинный шлейф историй о банкротствах и мошенничестве. Так, по сведениям авторитетной газеты «Ведомости», в конце 2014 года Владимиру Кехману и его партнерам по бизнесу предъявлено официальное обвинение в хищении денег у Сбербанка в особо крупном размере. Речь идет – внимание – о 17 миллиардах рублей. Подробности этой истории можно прочитать на сайте газеты «Ведомости»: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/09/11/obvinyaemyj-kehman

Владмир Кехман

Владимир Кехман

 

Увольнение Мездрича и назначение Кехмана, который в интервью газете «Известия» заявил о своем желании стать отныне еще и художественным руководителем Михайловского театра, вызвало целый протестный взрыв в профессиональном сообществе с требованиями отставки министра культуры Мединского и предостережениями об утверждении православного радикализма в качестве государственной идеологии России.

Вторая беспрецедентная история – это признание театром «Глобус» и лично одним из режиссеров спектакля «Песни о Родине» Дмитрием Егоровым факта цензуры со стороны Министерства культуры Новосибирской области. Напомним, что речь идет о второй части спектакля «Глобуса» в партнерстве с театральной компанией «Гамма», которая носила название «История о православном ежике» по текстам Майи Кучерской, но позже, под давлением со стороны правоохранительных органов и культурных чиновников, переименованная в «Историю о славном ежике». За несколько дней до очередного спектакля на официальном сайте театра «Глобус» появилось сенсационное заявление: «Уважаемые зрители! В спектакль «Песни о Родине» 1 апреля внесены изменения в соответствии с рекомендациями министерства культуры Новосибирской области. В связи с этим продолжительность спектакля 1 апреля составит 1 час 40 минут». Позже эту информацию подтвердил для ОКОЛО и Дмитрий Егоров: «Все решения по «Песням о Родине» мы принимаем сообща – я, Алексей Крикливый, Павел Южаков, Анастасия Журавлева и Евгений Лемешонок. Да, «Ежика» 1-го апреля не будет, и за это Новосибирск может благодарить культурное управление города, и министра Кузина лично».

J69B2235

Сцена из спектакля «Песни о Родине» / «История о православном ежике», режиссер Дмитрий Егоров

 

Как отмечают многочисленные эксперты и первые лица российской культуры, ситуация в Новосибирске приняла абсолютно нездоровый характер. Версий относительно происходящего множество: кто-то говорит о желании крайне радикальных сил сместить новосибирскую власть и занять ее место, кто-то рассуждает о новой государственной идеологии, нацеленной опять же на радикальное православие, кто-то видит апробацию новой модели управления культуры на примере Новосибирска, кто-то в факте увольнения Мездрича видит подарок от верховной власти своему электорату, кто-то отмечает бизнес-интересы пока неочевидных групп. Впрочем, последнее менее всего очевидно, так как речь идет не только о Театре оперы и балета, а об абсолютном желании местной православной церкви контролировать всю культурную жизнь Новосибирска. Это видно и на примере вмешательства в репертуарную политику других театров, и на примере ранее запрещенных рок-концертов с безнаказанным избиением фанатов.

История с Мездричем и Кулябиным при этом не закончена. Не закончена и доследственная проверка, по результатам которой авторам оперы грозит уже уголовное преследование. Кроме того, началась финансово-экономическая ревизия Новосибирской оперы, инициированная Министерством культуры РФ.

А 5 апреля в 15:00 новосибирцев, которых не устраивает чрезмерное давление церкви и государства на культуру, игнорирование решений суда и мнения профессионального сообщества призывают выйти на митинг перед Оперным театром под лозунгами «Новосибирск за свободу творчества», «Заступимся за искусство», «Нас много. Пусть все это видят». Акция согласована с мэрией и безопасность на митинге гарантирована правоохранительными органами.

 

Еще по этой теме:

Суд над “Тангейзером”. Прямая речь защиты: Фаликов, Винокуров, Должанский

Андрей Красиков: “Я застал время, когда священники были другими…”

“Тангейзер”: В РФ впервые начинается суд над героем художественного вымысла

Прокурор Игорь Стасюлис: “Все мы прекрасно понимаем, что актер играет конкретный образ”

“Тангейзер” в пространстве русской цензуры

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *