Назад Наверх

«Страна ОЗ» Василия Сигарева: Снегурочка с нашей улицы

Блог 09.12.2015 Алексей Кожемякин

«Страна ОЗ». Россия, 2015.
Режиссер и сценарист Василий Сигарев,
художники Антон Поликарпов, надежда Васильева,
оператор Дмитрий Улюкаев

 

Пока по экрану идут вступительные титры фильма Василий Сигарева «Страна ОЗ», мы видим небольшую амурную историю, причудливо показанную через отражение в зеркальной сфере елочной игрушки. Заканчивается история, правда, мрачновато, хотя смешно, что и задает тон всей ленте.

Уже в следующем эпизоде, показанном вполне традиционным способом, мы видим, двух простых, что называется, «нормальных» россиянок, которые идут мстить за ту самую несложившуюся любовь из шарика в начале. Итог предсказуемым образом повторяется, только последствия для оставшейся невредимой второй девицы оказываются, как говорится, долгоиграющими. Уложив свою сестру со сломанным копчиком в больницу, она отправляется в затяжной новогодний трип по Екатеринбургу на улицу с говорящим названием «Торфорезов», где ждет ее в ларьке новая работа и тоскующий сменщик, к которому накануне Нового года заглянул старый приятель.

Страна ОЗ 2

Снегурочка в черном (пуховике и «дудышах») проходит через серию происшествий, которые в такой концентрации в любой другой день показались бы невозможными. Но тут нас всего лишь преследует легкое дежа-вю: все это мы уже где-то видели или хотя бы слышали от знакомых или малознакомых людей, когда речь заходила о новогодних безумствах населения. Вот наркоман, откинувшийся во время «прихода» в кресле водителя шикарного авто, набирающего скорость на трассе, прихватив себя за причинное место, сладко посапывает за рулем, пока анемичная пассажирка, едущая «до Торфорезов», пытается его слегка образумить фразой «Вы рулите!». А вот непонятный мужик с декоративной собачкой, сразу интересующийся именем девушки, забредшей после приключений с водителем покататься на ледяной горке. Так сказать, по дороге на работу. После приема шампанского и вискаря на морозе, мужик запускает фейерверк аккурат со своей головы, а собачка так и остается при девушке почти до самого конца фильма, порождая у взыскательной публики цепочку неизбежных ассоциаций. Только чеховская «дама с собачкой» выведена здесь явно не знаком томления по иной жизни. Просто Лена Шабадинова (так зовут героиню) из Малой Ляли (название реальной деревни на Урале) ищет, как и ее сестра, приключений на свою «пятую точку». И если сестре к финалу «точку» опломбируют гипсом, то Лене так просто отделаться не удастся. И пройдет она огонь, воду и медные трубы современной российской действительности не как чеховская героиня, а скорее уж, как «ночная бабочка» из «Ночей Кабирии», чтобы в конце обрести подобие любви и услышать сквозь шум в своей простреленной голове песню об этом самом смутном, ускользающем чувстве, вживую исполняемую Гошей Куценко под аккомпанемент двух мобильных у ее больничной кровати.

Страна ОЗ

Поражавшая всплесками экспрессивной достоверности, доведенной до натурализма, в «Волчке», сигаревская муза Яна Троянова в «Стране ОЗ» примерила на себя иной образ – здесь доминирует максимальная сдержанность, до отупения. Ее Лена кажется странно целеустремленной куклой, игрушкой в руках судьбы, которую та все-таки доставляет куда надо, хотя и не без последствий. В остальном кастинг фильма на 100% предсказуемый и заёмный: очередной Баширов с его шизофреническими откровениями, Цыганов снова в роли «отважного гонщика» и даже Чурикова в роли сердобольной мамаши (см. «Курьера», «Ширли-мырли» и пр.).

Пересказывая злоключения героини, большинство пишущих о фильме как-то забывают о второй сюжетной линии. В параллель с лениными мытарствами, нам периодически предлагается взглянуть на двух мужиков, которые бухают в ожидании ее чудесного явления в ларьке на Торфорезов. Сначала они обмениваются откровениями на уровне зачитывания матерных трактатов о любви и копрофагской прозы a la Владимир Сорокин, ну а дальше один из них перепивает окончательно и превращается в Бастинду из соответствующей сказки. Если до того кинематограф Сигарева был по большей части женским, то в «Стране ОЗ» мужики появились и даже название картине дали, вот только выродились они совсем, похоже, по мнению режиссера и жалко их уже как-то очень опосредованно. Над Леной из Ляль хоть посмеяться можно. Потерянная и никому не нужная в этом мире, она с удивительным упорством идет вперед, шатаемая то вправо, то влево обстоятельствами, как и сам фильм, стремящийся то радикально развлечь, то заставить призадуматься.

Страна ОЗ 4

Новая лента Василия Сигарева в очередной раз удивила. На этот раз уже не мрачностью откровений, как в «Волчке» или «Жить», а скорее, наоборот, попыткой чуть ли не порадовать, сохраняя верность «чернушной» палитре автора. Тяжеловесный и узнаваемый, бьющий по эффектам и в то же время достоверный, примитивный и глубокий – сигаревский стиль соткан из противоречий, как и наша сегодняшняя жизнь. И если его собрат по перу драматурга и кинорежиссерскому ремеслу Вырыпаев прячет все то же самое раздираемое противоречиями нутро за изобилием словесным, то Сигарев чаще всего стремится к простоте. В случае «Страны ОЗ» – простоте, начинающей отдавать откровенной сериальностью – почти в каждом эпизоде картины уместно вспоминаются конкретные части «Реальных пацанов» и, как выяснилось на пресс-конференции после просмотра в к/т «ПобеДа», вспоминаются не случайно. Уже следующий проект (о зомби) Василий Сигарев, как и большая часть наших «нововолнистов нулевых» – Анна Меликян, Борис Хлебникова и пр., будет снимать на телевидении, делая сразу и промоверсию для кинотеатров.

Когда-то потрясший основы рождественского кинематографа «Плохой Санта» выглядел пусть и тягучей, но все-таки сказкой, пережившей реинкарнацию и ставшей реалистической драмой. «Страна ОЗ» стремится к чему-то похожему, как и ее героиня, так же сознательно и неосознанно, т.е. с одной стороны действуя по заложенной в голове программе (мол, в НГ надо оторваться любой ценой), а с другой стороны все время надеясь, что случится с ней благодаря такой предустановленной бесшабашности что-то по-настоящему неожиданное, новое, праздничное и интересное. Для кого-то возможно и «Страна ОЗ» станет таким свежим номером давно запротоколированного новогоднего ритуала с салатом, алкоголем и прочим.

 

 

Войти с помощью: 

Один комментарий на «“«Страна ОЗ» Василия Сигарева: Снегурочка с нашей улицы”»

  1. Мне понравился стиль Василия Сигарева, хотя я видел всего один из его фильмов. «Жить» — этот фильм я посмотрел в онлайне, когда выдался свободный вечер. Превосходно снято! Сразу чувствуется, что у режиссёра есть талант! Я непременно должен найти его фильмографию и посмотреть другие фильмы!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *