Назад Наверх

Вологодский фестиваль «Голоса истории»: от Павла Первого до Наполеона

Блог 22.08.2016 Яна Глембоцкая

Этим летом – с 26 июня по 2 июля – в Вологде состоялся XIII Международный театральный фестиваль «Голоса истории».

Фестиваль проводится без перерывов с 1991 года, что само по себе удивительно. В этом году, кроме бюджета Вологодской области, фестивалю были выделены немалые суммы из федерального бюджета, помогал форуму и Федеральный центр по поддержке гастрольной деятельности. Выбранная основателями фестиваля 25 лет назад историческая тематика – это не единственная его уникальная черта. Афиша дает возможность увидеть спектакли, адаптированные для площадок внутри Вологодского кремля или специально поставленные для показа в пространстве исторического памятника. Каждый раз, проходя на вечерний спектакль мимо знаменитого Софийского собора, возведенного по воле Ивана Грозного, смиренно удивляешься своему присутствию в величественной декорации старого русского города. Лаконичные строгие формы собора с серебряными куполами на фоне летнего праздничного неба возрождают в зрителе трепет, который, увы, нечасто можно испытать в условиях обычной театральной площадки.

В течение недели на фестивале были сыграны 23 спектакля, 11 из которых входили в конкурсную программу. Председателем жюри выступила профессор ГИТИСа, театральный критик Нина Алексеевна Шалимова.

Афиша фестиваля, собранная экспертами под руководством Марины Тимашевой, объединила спектакли – и столичные, и местные – в едином пространстве истории. Кроме того, фестиваль предложил по-настоящему интересную программу лекций, бесед и круглых столов с участием религиоведов, культурологов и представителей церкви. Круглый стол об отношениях театра и религии прошел на высоком теоретическом уровне, в благожелательной обстановке, чего можно искренне пожелать Новосибирску, измученному затянувшимся крестовым походом самопровозглашенных активистов против театральной публики и либеральной общественности.

На фестивале прозвучали разные «голоса»: военных лет, русских сказок, русской классики, голоса отдельных исторических личностей: Павла Первого, Наполеона, Дионисия-иконника. Памятный знак фестиваля – вологодское кружево в форме снежинки (символ гостеприимного северного города) – вручался всем участникам.

По поводу конкурсной афиши фестиваля идут неумолкающие споры. На двух прошлых фестивалях организаторы пробовали отказаться от этого формата, но в этом году конкурс на фестиваль вернулся. На итоговой пресс-конференции Нина Шалимова высказалась о своем отношении к идее конкурса: «Главное, что дает конкурс – это сверка критериев художественности, уточнение некоей художественной высоты, к которой устремлен современный театр. В конечном итоге, главная задача конкурсов в искусстве – выработка системы ориентиров, как собственно театральных, так и мировоззренческих».

Спектакль «Крещенные крестами» БДТ им. Товстоногова (режиссер Вениамин Фильштинский) награжден призом фестиваля за цельность и высокую культуру авторского решения исторической темы. Театру-победителю вручена театральная маска, выполненная в технике вологодского кружева. Автор книги «Крещенные крестами», театральный художник Эдуард Кочергин приехал в Вологду и охотно подписывал экземпляры всем желающим.

Крещенные крестами

 

Зураб Нанобашвили, главный режиссер Вологодского драматического театра, награжден премией им. А. Семёнова за успешное освоение средствами театра историко-архитектурного пространства в спектакле «Святая обитель». Действительно, театр построил сложные, очень убедительные в своей исторической достоверности декорации, вписав их «без швов» в пространство на фоне подлинной кладки кремля.

Святая обитель

Призами жюри был отмечены и другие актерские работы и спектакли – информация о награждении есть на сайте фестиваля. Для меня самым проникновенным и в то же время самым праздничным оказался спектакль «Плыл кораблик белопарусный» по северным сказам Бориса Шергина Санкт-Петербургского ТЮЗа им. А. Брянцева (режиссер Мария Критская). Он получил приз жюри «За сценическое освоение предметной культуры Русского Севера», но, на мой взгляд, в нем было много других достоинств: и актерский ансамбль, и мастерство режиссера, и сценографическая гармония при простоте визуальных решений. Актеры виртуозно овладели ласковой интонацией северного русского говора, так что речь в спектакле была самостоятельным действующим лицом.

Плыл кораблик белопарусный

Впервые на фестивале был показан спектакль Вологодского театра кукол «Теремок» «Повесть о Дионисии-иконнике». Надо сказать, что спектакль представлял собой, скорее, эскиз, при том что работа художника оставила впечатление цельного, полностью воплощенного замысла. При доработке драматургической основы спектакль может состояться как действительно серьезное высказывание о легендарной личности иконописца Дионисия.

После официальной части церемонии закрытия в Консисторском дворе Вологодского кремля в исполнении хора Мариинского театра, Мужского камерного хора Вологодской филармонии и Симфонического оркестра Карельской филармонии прозвучала оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный». Это музыкальное событие было посвящено 125-летию композитора. Одновременно со звучанием музыки на экранах была показана серия эпизодов из фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», над которым он работал вместе с Прокофьевым в годы войны. Ювелирно-точный монтаж подверстывал все «ударные» драматические и саркастические сцены фильма под соответствующие музыкальные эпизоды. Получилось сильное в своем роде самостоятельное произведение – кино «по мотивам» «Ивана Грозного» в сопровождении живой академической музыки. Драматические монологи первого русского царя звучали в исполнении заслуженного артиста России Владимира Таныгина, актера Вологодского драматического театра. Для вологжан и для гостей эта музыкальная акция была наполнена особым смыслом. Купола Софийского собора, заложенного Иваном Грозным, усиливали впечатление от исторической мощи музыкально-экранного действа, придавали ему сакральный смысл.

По словам председателя жюри Нины Шалимовой, «фестиваль представил срез театральной жизни в разных эстетических и жанровых обликах. Широкий спектр авторов и художественных направлений, тематическое разнообразие постановок позволяет преодолеть свойственный современному сознанию «исторический провинциализм» – замкнутость на сегодняшнем дне. В этом состоит общекультурное значение фестиваля – и оно делает необходимым его дальнейшее продолжение».

 

В материале использованы фотографии из открытых источников

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *