Назад Наверх

Фестиваль «Любимовка»: способ борьбы со стрессом (о нескольких пьесах «Любимовки»-2019)

Блог 19.09.2019 Мария Кожина

На фестивале молодой драматургии «Любимовка», который занимается поиском новых авторов, всегда насыщенная программа. Пять-шесть событий в день в течение недели — настоящее испытание для человека, который впервые решил пройти «Любимовку» от начала до конца. Чтобы включение в фестивальную жизнь произошло, нужно отказаться от обычного распорядка, с утра до ночи смотреть и слушать читки новых пьес, участвовать в обсуждениях, присутствовать на мастер-классах, общаться с драматургами, режиссерами, критиками и другими театральными людьми.

Ирина Васьковская «Рэйп ми». Режиссер Никита Бетехтин. Фото Юрия Коротецкого

 

В начале сентября «Любимовка» отметила тридцатилетний юбилей. В этом году пришло 756 пьес, 40 из которых были прочитаны на фестивале. Программа «Любимовки» традиционно состояла из нескольких блоков: основная программа (шорт-лист), «Любимовка еще» — пьесы, отмеченные отборщиками, fringe-программа — территория эксперимента, и внеконкурсная программа с пьесами уже известных драматургов. Внеконкурсную программу составляла театральный критик Кристина Матвиенко. Она выбрала новые тексты Ирины Васьковской, Александра Железцова, Олега Богаева и Павла Пряжко. Кроме того, в течение недели работали выставки, подготовленные специально к юбилею «Любимовки», а режиссер Всеволод Лисовский снял фильм с отрывками из пьес, прозвучавших на предыдущих фестивалях, фрагменты которого показывали каждый день перед вечерней читкой.

«Любимовка» в этот раз проходила на площадке «8/3» — новой площадке «Театра.doc». Зрительный зал здесь, по словам завсегдатаев, больше, чем на предыдущих локациях, но желающих попасть на читки было так много, что это замечание было несущественным. Каждый день в 12.00 открывалась регистрация на события следующего дня, и места заканчивались за полторы минуты. Если не успел зарегистрироваться на вечернюю читку, скорее всего, в зал не попадешь. Каждый вечер мы проверяли возможности площадки, и казалось, что она растягивается. Наверное, самой плотной была читка пьесы Павла Пряжко «Комитет Грустящего Божества» в режиссуре Дмитрия Волкострелова. Зрители были везде: на стульях, на ступенях, на подушках, вокруг стола, за которым сидели артисты, на балконе второго этажа, в дверях, в окнах над сценой. Было тесно, но важно было помнить, что современная драматургия — не про комфорт.

Павел Пряжко «Комитет Грустящего Божества». Режиссер Дмитрий Волкострелов. Фото Юрия Коротецкого

 

Если попробовать разобраться в том, кто сегодня становится героем современной пьесы, то можно сказать, что это человек, который испытывает стресс. Причинами стресса могут быть психотравмы, социальное давление, постоянные перегрузки, одиночество, непонимание близких, случайные обстоятельства и так далее. Эти варианты в текстах присутствуют в разных комбинациях. Некоторые из них встречаются единожды, некоторые переходят из одного сюжета в другой. Например, в пьесе Юлии Лукшиной «Жалейки» Аня Филатова мучается от того, что не справляется с обязанностями матери и с трудом заставляет себя участвовать в жизни ребенка. Ее преследует детская обида на учителя физкультуры, которого Аня считает своим врагом, поэтому переступить порог школы, где теперь учится ее дочь, — задача не из легких. Физрук об этом, конечно, не догадывается, более того, при встрече он не узнает героиню, поэтому злость, которая не дает жить повзрослевшей Ане, оказывается миражом. 

В «Путанице» Алексея Макейчика Денис приходит к психотерапевту, чтобы избавиться от панических атак. По совету специалиста, которому тоже нужна помощь, он пишет письма себе маленькому, чтобы разобраться, почему он испытывает вину перед младшим братом, и постепенно вспоминает о детской травме. 

В пьесе Анны Гилевой «Разные виды счастья» причины стресса концентрируется: сложные отношения с родителями, конфликт с начальником, расставание с мужчиной, появление бывшего мужа. Чтобы решить проблемы, которые обрушиваются на одна за другой, героине нужно преодолеть инерцию, перестать двигаться в заданном направлении. В каждой из этих пьес героям приходится совершать поступки, вместо того чтобы обещать себе начать действовать с понедельника, со следующего месяца, с нового года, или ждать, что жизнь вот-вот изменится сама собой.

Фото Натальи Времячкиной

 

В этом ключе интересна пьеса Натальи Блок «Бомба». Автор(ка) создает ситуацию, в которой героиня не должна действовать, чтобы остаться собой, да что уж там — чтобы остаться в живых. Журналистка Даша чувствует, будто внутри у нее бомба с часовым механизмом, которая когда-нибудь должна взорваться — так она ощущает повышенную тревожность. Вокруг нее собираются люди, которые убеждают ее в том, что это настоящая бомба, и она, Даша, должна спровоцировать взрыв, чтобы отменить последние десятилетия и спасти Украину от Майдана. Даша — Семен Семенович Подсекальников наших дней; самоубийца-неудачник, который в конце концов понимает, что его собственная жизнь важнее, чем судьба отечества. Отказ от действия в этой структуре становится выходом из критической ситуации, способом избавиться от стресса. Пока Даша готовится умереть за Украину, она вспоминает все случаи, которые оставили чувство вины и запустили часовой механизм, и тревожное расстройство проходит.

Я думаю, состояние бездействия симптоматично для современного человека. Отдельный интерес — как оно проявляется в современной драматургии, и за чем следить, если герои не действуют. Некоторые тексты, прозвучавшие на «Любимовке», хочется определить как постчеховские — пока люди пьют чай, рушатся судьбы. Герои пьесы Ирины Васьковской «Рэйп ми» живут обычной жизнью: встречаются, пьют вино, пытаются разобраться в отношениях. Строго говоря, они ничего не делают и ничего не чувствуют. Оля, кажется, готова кричать: «Изнасилуй меня», чтобы почувствовать себя живой. Она участвует в свинг-вечеринке, кормит друга пиццей, хотя знает, что ему нельзя глютен, наблюдает за тем, как он умирает, а в финале заселяется в квартиру, где ее бывший муж покончил жизнь самоубийством. И все равно ничего не чувствует. Если чеховские герои мечтали о том, что через двести-триста лет жизнь будет прекрасной, если человек будет работать, то у героев Васьковской нет даже мысленного импульса к действию. Они создают себе стрессовые ситуации, чтобы проверить, не до конца ли они зачерствели. Мне кажется, эта пьеса точно попадает в настоящий момент, поэтому действует безотказно.

Текст Екатерины Тимофеевой «Золото» любопытен тем, что герои постоянно говорят о действии, но так и не совершают его. Пьеса посвящена экологической проблеме, с которой столкнулись жители города Сибай в республике Башкортостан. Людям в городе нечем дышать, потому что в воздухе — смог и запах гари из-за тлеющего законсервированного карьера Учалинского горно-обогатительного комбината. Конфликт пьесы строится на том, мать и сын, хотят продать дом и уехать в Уфу, а бабушка ни за что не соглашается оставить родные места. При этом в конкретную документальную ситуацию автор вплетает фольклорные элементы (в образе бабушки). Создается впечатление, что героев Тимофеевой не отпускает древний хтонический мир, поэтому они решают остаться. Бездействие здесь — не случайность, а осознанный выбор героев, которые таким образом решают конфликтную ситуацию в семье.

Юлия Лукшина «Жалейки». Режиссер Родион Барышев. Фото Юрия Коротецкого

 

На самом деле, то, что действие в пьесе не главное, на протяжение последних лет демонстрирует Павел Пряжко. В этом году на «Любимовке» была прочитана пьеса «Комитет Грустящего Божества», где, как часто бывает у драматурга, смысловые акценты смещаются с реплик на ремарки. Чтобы усилить этот эффект, режиссер Дмитрий Волкострелов выстроил читку так, чтобы ремарки шли в записи и подзвучивались через колонки, а реплики героев были приглушены обычным звучанием речи, поэтому показалось, что пьеса лишена конкретики. В ней есть какая-то история, но во время читки расслышать ее было сложно. Остались только ощущения, переданные в ремарках, как персонажи относятся друг к другу, какие между ними отношения. Михаил Дурненков назвал эти ремарки пейзажными. Очень точный образ, потому что пьеса похожа на акварельный пейзаж, написанный прозрачными красками. Все, что происходит — едва-едва уловимо, и это чарует и завораживает, и показывает, что сюжет здесь неважен.

Из пьес, которые попали в программу «Любимовки», можно воссоздать картину сегодняшнего дня. Думаю, что у всех присутствующих на читках и обсуждениях сложились свои сюжеты, потому что текстов было представлено много, и каждый из них описывает какую-то проблемную ситуацию. Моя магистраль получилась такой.

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *