Назад Наверх

«ХАОС» в Новосибирске: путеводитель по фестивалю

Блог 18.10.2019 Наташа Бортник

С 19 по 29 октября в Новосибирске пройдёт первый Международный фестиваль актуального театра «ХАОС». Спектакли российских и европейских театров, лекции известных критиков, public talks – чтобы вы не потерялись в гуще событий, ОКОЛО приготовили подробный путеводитель по фестивалю.

19 октября

16:00 лекция «Роль зрителя в современном театре».

«Хаос» – фестиваль, в котором не только критики, режиссёры или артисты, а именно зрители получат открытый голос и возможность самовыражения, станут по-настоящему значимой единицей. Воплощение этой идеи начнётся с самого первого дня. Лекция критика Жанны Зарецкой «Роль зрителя в современном театре» откроет работу зрительского клуба под ее кураторством. Чтобы стать участником клуба зрителям необходимо было заполнить анкеты, рассказать о самых ярких театральных впечатлениях: позитивных и негативных. На основе встреч клуба в финале фестиваля будет сформулирован Манифест зрителей.

Помимо тематических лекций и дискуссий всех желающих приглашают участвовать в обсуждениях – после спектаклей зрители смогут уточнить непонятное, высказать накипевшее, поругать или восхититься работой творческой группы в открытых обсуждениях с театральными критиками Жанной Зарецкой, Оксаной Кушляевой, Оксаной Ефременко и режиссером Андреем Прикотенко.

18:00 «Идиот», Андрей Прикотенко, театр «Старый дом».

После официального открытия новосибирцев приглашают на последнюю премьеру «Старого дома» – спектакль Андрея Прикотенко «Идиот». Текст, полностью переписанный режиссёром, сценическое пространство в виде глянцевой зеркальной коробки, большое количество проекций и спецэффектов. Аглая декламирует тексты «IC3PEAK», Настасья Филипповна и Мышкин цитируют сценки из «Ну, погоди!», герои шутят про «Твин Пикс» и белых ходоков – Андрей Прикотенко ищет героев романа Достоевского в современных реалиях.

Фото Ольги Матвеевой

20 октября

16:00 работа зрительского клуба с Жанной Зарецкой. Кафе театра Старый дом».

18:00 Встреча с Мариной Давыдовой «Европейский театр сегодня: теория и практика» / Первый в России видеопоказ спектакля «Eternal Russia» берлинского театра Hebbel am Ufer с комментарием автора. Лекторий-бар «Поток».

С лекцией о тенденциях зарубежного театра приедет Марина Давыдова, известный театральный критик, куратор фестивалей, с недавнего времени режиссёр. Дебютом Марины стал проект «Eternal Russia», созданный с берлинским театром Hebbel am Ufer. Работа прошлого сезона – «Checkpoint Woodstock», поставленный в гамбургском Thalia Theater. Марина, как человек с гигантской насмотренностью, расскажет об актуальных процессах европейского театра и поделиться опытом режиссерской работы за рубежом.

21 октября

18:00 «Диалог об актуальном китайском театре». Фойе театра «Старый дом».

Тематические Public Talks продолжатся разговором о театральной системе Китая. Страна, которой не свойственна и не знакома традиция драматического театра, в последние годы всё чаще привлекает внимание профессионального сообщества – так, китайские спектакли регулярно становятся участниками Авиньонского фестиваля. Об отличительных особенностях и тенденциях расскажет генеральный менеджер пекинской  культурной организации КуаньЮ и продюсер пекинского Международного фестиваля комедии Хантер Гао Вэй.

19:00 «Чапаев и пустота», Максим Диденко, театр «Практика». На сцене театра «Старый дом».

«Чапаев и пустота» неслучайно выбрали для открытия «Хаоса». Психоделический спектакль Максима Диденко содержит в себе всё, что ассоциируется у нас с актуальностью: визуальность и физический театр, современная музыка Ивана Кушнира, и, конечно, провокационный текст Виктора Пелевина. Отдельного внимания заслуживают костюмы, созданные Галиной Солодовниковой в стиле авангардного показа мод. Галина – художник нового поколения, один из самых востребованных сценографов России. Символ актуальной режиссуры Максим Диденко, смелость и открытость брусникинцев, актёров молодёжного театра «Практика» – это уникально новая театральная энергия. Зрителям предстоит разобраться, что волнует этих людей, и как они соотносятся со старшим поколением.

Фото из группы театра «Практика» «ВКонтакте»

22 октября

19:00 «Преступление и наказание», Константин Богомолов, театр «Приют комедианта». На сцене театра «Старый дом».

Один из самых востребованных российских режиссёров, мастер эпатажа Константин Богомолов откроется зрителям «Хаоса» с новой, нетипичной для себя стороны. «Преступление и наказание» – это аскетичный психологический спектакль с ювелирной инсценировкой Достоевского и минимумом действия на сцене. Актёры просто говорят – именно в этом рождается новое прочтение классики. Спектакль также будет интересен своим блестящим актерским составом: Александр Новиков, актер театра Ленсовета и звезда сериала «Тайны следствия», предстанет в роли Порфирия Петровича, Свидригайлова сыграет народный артист РФ Валерий Дегтярь, Соню Мармеладову исполнит народная артистка РФ Марина Игнатова – оба артисты БДТ им. Товстоногова, в роли Раскольникова – Дмитрий Лысенков, звезда петербуржской театральной сцены. Таким образом «Преступление и наказание» – это сочетание лучших актеров Петербурга, непохожего на свои прошлые работы Богомолова и проникновение режиссёра в роман абсолютно классическим ходом, который превращает спектакль в практически документальную историю.               

Фото с сайта театра «Приют комедианта»

23 октября

Театр «ТРУ» на сцене театра «Старый дом»
16:00 «Молодость жива»  
19:00 «Российская А.Азбука»

После психоделики Диденко и многослойности Богомолова зрители смогут поймать творческий дух и окунуться в веселье на двух спектаклях-концертах авангардного театра «ТРУ». Тексты Александра Артёмова построены на повторах – задорная подача, похожая то ли на рэп, то ли на балаганное представления, часто базируется на архетипических образах, а изначальная легкомысленность в финале трансформируется, например, в библейский сюжет. Речитативы дополняет высокая нота Настасьи Хрущёвой, популярного композитора, известного новосибирцам по спектаклю «Время ожидания истекло».

«Молодость жива» – спектакль-концерт, в котором в новом виде предстает само понятие песни под гитару. «Российская А.Азбука» играется толпой бородатых мужчин в костюмах Bosco, которые поют короткие тексты на каждую букву алфавита. Самобытный, абсолютно безбашенный, независимый коллектив из Санкт-Петербурга покажет, какими несерьёзными и небанальными бывают театральные «художники».

24 октября

15:00, 19:00 «Индивиды и атомарные предложения», Всеволод Лисовский, творческая лаборатория «Угол».

«Угол» – независимая экспериментальная площадка, которая даже в Казани, городе с сильной традиционной культуре, воплощает самые смелые форматы и режиссёрские решения. Фигура свободного театра, а скорее, антитеатра, Всеволод Лисовский поставил здесь спектакль об идеях теории относительности. При входе в зал зрители получают специальные красные очки, надеваешь их – видишь один спектакль, снимаешь – другой. В наушники транслируют два текста, какой слушать – каждый выбирает сам: первый – труд великого математика Бертрана Рассела, второй – история, рассказываемая актёром на сцене. Несколько артистов одновременно произносят монологи – звукорежиссёр по закону случайности решает, какой из них транслировать в наушники. «Индивиды и атомарные предложения» – это творчество самой жизни, не закомплексованный, не забитый рамками и иерархичностью театр, созданный для свободного сознания.

Фото из группы лаборатории «Угол» «ВКонтакте»

25 октября

19:00 «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко», Андрей Прикотенко, театр-фестиваль «Балтийский дом». На сцене театра «Глобус».

Спектакль Андрея Прикотенко универсален для зрителей разных возрастов и разного уровня насмотренности, он откроет нам советского классика, как автора современности. Помимо актуальных текстов и идей «Зощенко…» интересен режиссёрскими решениями – например, в спектакле на артистов высыпается несколько тон реквизита и выливается огромное количество литров воды. Актёры здесь не только играют роли, но и выполняют функцию оркестра – много и виртуозно музицируют. Всё вместе создаёт ощущение грандиозного парада аттракционов, которые связывают две эпохи, 30-х годов прошлого века и нынешнего дня, в единую трагикомическую картину жизни. 

Фото из группы «Балтийского дома» «ВКонтакте»

19:00 «Мне 30 лет», Василий Зоркий, «Гоголь-центр». На сцене театра «Старый дом».

Работа Василия Зоркого «Мне 30 лет» – один из самых зрительских спектаклей «Хаоса». Зоркий известен многим как музыкант и как автор «Афиши.Daily», здесь он выступает в качестве режиссёра и, конечно, исполнителя собственных треков. Спектакль отличается большим количеством импровизации и музыкальности. Дуэт Василия и артистки Полиной Кукушкиной представляет собой удивительное сочетание – он, как универсальная личность, человек эпохи Возрождения 2000-х годов, она, как пример классической театральной актрисы.

26 октября

18:00 «Диджей Павел», Павел Пряжко, театр post. В Лофт-парке «Подземка.

Перформанс продолжает марафон зрительских спектаклей авангардного театра. «Диджей Павел» – это зажигательная ретро-дискотека: артисты, зрители и главный режиссёр театра Дмитрий Волкострелов танцуют под треки советской эстрады. Выстроенные в определённой последовательности музыкальные композиций и танцевальные движения разных годов создают считываемый сюжет и драматургию. Перформанс театра post – действенный способ преодолеть зрительские стереотипы и поверить в то, что театр может быть разным, даже таким.

Фото из группы театра post «ВКонтакте»

18:00 «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко», Андрей Прикотенко, театр-фестиваль «Балтийский дом». На сцене театра «Глобус».

15:00, 19:00 «Фрекен Жюли», театр Ludowy, Краков. На сцене театра «Старый дом».

Польский театр всегда интересовали социальные вопросы. Поэтому неудивительно, что за основу спектакля Радослав Стемпень взял рассуждение драматурга-новатора Августа Стриндберга о феминизме, смене гендерных моделей, об эмансипации женщин. Однако действие не зацикливается на социальной проблематике – помимо этого режиссёр рассуждает о взаимоотношениях мужчины и женщины, о манипуляции, интеллектуальном насилии. На родной сцене спектакль играется в пыточной средневековой башни – в Новосибирске соответствующую атмосферу и максимально близкий контакт артистов со зрителями попытаются воплотить на сцене «Старого дома».

20:00 «Хорошо темперированные грамоты», Дмитрий Волкострелов, театр post. В Лофт-парке «Подземка».

Режиссёр Дмитрий Волкострелов – человек, который занимается театром как «минус-приемом», театром, который не действует в традиционном смысле, не пытается навязать свой взгляд на события театра и жизни. Его театр – это поле смыслов, в котором каждому предлагается путешествовать самостоятельно без поводыря.  Во время работы над спектаклем режиссёр отправился в Великий Новгород, где изучал самые древние русские грамоты – этот документальный материал стал основой спектакля. Интересно, что половине зрителей придётся отказаться от роли наблюдателя и попробовать себя в качестве артиста. Кроме таких смельчаков в спектакле не будет ни одного актёра. Увлекательный интерактив покажет, как вообще существует исторический документ, насколько он понятен современному человеку.

27 октября

12:00 показы проектов арт-резеденции «Хаос», ТЦ МЕГА.

Уникальность «Хаоса» не только в захватывающем списке спектаклей-участников, но также в собственном фестивальном production-е. Арт-резенденция начала работу в конце прошлого театрального сезона – журналисты, филологи, режиссёры, художники, прошедший конкурсный отбор, придумывали и разрабатывали собственные произведения под руководством кураторов «Хаоса». В ТЦ МЕГА резиденты представят финальные версии своих работ.

28 октября

15:00 Хаос-дискуссия «Актуальность и классика: трансформация восприятия».

В один из главных дней фестиваля, когда в Новосибирске соберутся театральные критики, режиссёры и драматурги из разных городов и стран, в формате открытой дискуссии эксперты попытаются развенчать миф об актуальности и классике в театре. Что представляют эти понятия сейчас, насколько они объективны или субъективны, может ли театр быть не актуальным – рассуждать на эти темы будут драматург Йорг Бохов (Германия), театральный деятель Хелена Аутио-Мелони (Финляндия) режиссёр Себастьян Хартманн (Германия), режиссёр Михаил Патласов, театральные критики Жанна Зарецкая и Оксана Кушляева, главный режиссёр «Старого дома» Андрей Прикотенко. Модераторы беседы – театральные критики Кристина Матвиенко и Оксана Ефременко.

19:00 «Униженные и оскорбленные», Staatsschauspiel, Дрезден. На сцене театра «Глобус».

Вектор дневной дискуссии продолжит выразительный пример авангардного, экстремального театра, дрезденский спектакль «Униженные и оскорблённые». На немецкой сцене работа Себастина Хартманна вызвала ожесточённые споры и шквал критики, зрители бросали посторонние предметы на сцену, кричали и массово уходили с показов. «Невероятный восторг и в то же время разочарованные крики «Фу! Верните наши деньги». На самом деле, такой шум в театре вокруг какой-нибудь пьесы редко можно сегодня увидеть», – так описывает спектакль Кристина Валауф в Spiegel Online. Однако нельзя отрицать, что жёсткость и смелость Хартманна продиктована в первую очередь самим материалом. Достоевский – автор, который занимается препарированием человеческих пороков, автор подземелья и смерти. Увидеть немецкое прочтение русской классики новосибирцы смогут в предпоследний день фестиваля.

Фото из группы «Хаоса» «ВКонтакте»

29 октября

18:00 Public talk «Диалог об актуальном финском театре», театральный деятель Хелена Аутио-Мелони (Хельсинки). В фойе театрального комплекса «Евразия».

Финляндия – одна из самых процветающих стран Скандинавии. В формате Public Talk театральный деятель Хелена Аутио-Мелони (Хельсинки) расскажет о том, что волнует местных художников, с чем сталкивается театр в таких благоприятных социальных условиях, и чем он может быть интересен нам.

19:00 «Марат/Сад» Klockriketeatern, Sirus Teatern, Teater Mestola. На сцене театрального комплекса «Евразия».

Закрывает фестиваль спектакль «Марат/Сад» финско-шведского коллектива. Несмотря на радужные ассоциации, возникающие при упоминании названия, работа Юха Хурме – противоположность романтических образов. «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актёрской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада» – так звучит полное название пьесы Петера Вайса. Зрителям представят откровенное рассуждение о революции, о том, что происходит с человеком, попавшим в революционное горнило языком театральной эксцентрики, почти клоунады. При этом действие не стоит воспринимать, как реальное рассказывание истории – всё происходящее разыгрывают сумасшедшие. Что такое революция, что лежит в основе этого слома эпохи – вопросы, поднимаемые в спектакле, близки европейскому сознанию, которое сейчас во многих странах будто бы находится на грани протестного движения. В работе Юха Хурме не будет прямых отсылок к современности, однако даже исторические костюмы героев не помешают ощутить дух сегодняшнего времени.

Фото из группы «Хаоса» «ВКонтакте»

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *