Назад Наверх

Наталия Троицкая: «Кто, если не мы?»

Блог 23.11.2014 Юлия Чурилова

Троицкая

Интервью с исполнительным директором Красноярского филиала Фонда Михаила Прохорова Наталией Троицкой

Наталия, одна из главных задач Фонда Прохорова – децентрализация культурных процессов в России, в том числе популяризация в регионах современного искусства. Одно из направлений – «Новый театр». Почему выбрано это направление?

Нам кажется, что поддерживать театр очень важно, так как в нем лучше всего отражаются сегодняшние реалии. В этом направлении у Фонда Михаила Прохорова есть ясные приоритеты: постановки по пьесам современных драматургов, поддержка молодых, начинающих режиссеров и инновационное прочтение классических произведений. Современный театр объединил все виды искусства – и видео-арт, и кино, и литературу – и, безусловно, находится в авангарде продвижения новаторских идей.

Много запросов от независимых театральных компаний в регионах?

Много, хотя в регионах это только начинается. Но даже в нашем Красноярске я могу назвать несколько независимых театральных компаний, например, театр «На крыше», который мы поддержали. Есть и другие. Так как число обращений увеличивается, то на следующий год наше направление «Новый театр», скорее всего, будет пересмотрено: раньше мы могли поддержать только стационарные профессиональные коллективы, а сейчас Фонд обратит свое внимание и на неформальные молодые коллективы.

Насколько поддерживаемые Фондом театральные проекты становятся актуальны для широкого круга зрителей? Есть ли такая задача? Является ли широкая востребованность проекта критерием его успешности в восприятии Фонда?

Не хочется себя хвалить, но на наши проекты билеты раскупаются в очень короткие сроки. Фонд Прохорова приобрел уже некий статус – и в городе, и в тех регионах, где мы работаем. У нас нет проблем с продажей билетов, а многие наши мероприятия являются открытыми и вход на них свободный. С одной стороны, для нас важно, чтобы проекты получили поддержку аудитории, а с другой – также важно поддержать молодых художников, поэтов, драматургов, режиссеров, людей, работающих со средой. Так что мы рассматриваем проекты всегда с двух точек зрения – чтобы это было воспринято зрителем и обеспечивало поддержку интересному и значимому проекту. Могу сказать, что нам практически всегда удается находить оптимальный баланс.

Фонд Прохорова

Может ли Фонд поддержать рискованный проект? Например, авангардный проект молодого художника, который совсем неизвестен?

Фонд Михаила Прохорова осуществляет деятельность по нескольким направлениям, крупнейшим из которых является блок «Современное искусство». Мы реализуем несколько открытых конкурсов по поиску новых имен и их профессиональной поддержке. Так или иначе, в проектах, которые организует или поддерживает Фонд, всегда присутствует оригинальность и инновационность. Мы считаем это для себя правильным. А кто, если не мы? На культурной карте нашей страны должно быть место всем: у всех направлений и проектов есть свой зритель. И знаете, тут еще дело в постепенности – сегодня ты не принимаешь, завтра задумаешься, потом начнешь находить что-то для себя, задавать вопросы, искать на них ответы… Мы же читаем книги, осваиваем тяжелые тексты и все равно приходим к принятию. Фонд Прохорова с 2005 года организовывал в Норильске фестиваль современного искусства «Таймырский кактус», в программу которого входил блок «Острые технологии». Ужа тогда мы начинали привозить в маленький северный город самые современные видео-арт проекты, интересных художников, группу «Синие Носы», зарубежные фотовыставки, архитектурные инсталляции. Такого, конечно, никто до нас не привозил в Норильск, и эта «маленькая культурная революция» многими остро принималось. А сейчас все больше современное искусство внедряется в нашу жизнь. Меня очень радует, что в Красноярске есть место, где можно знакомиться с современным российским и зарубежным искусством – это Красноярский музейный центр. Первый в стране Музей им. Ленина, обративший еще в 90-е годы свой взор на современное искусство. Они не боятся экспериментировать, осваивают новые пространства, привлекают и грамотно позиционируют молодых художников. Сейчас наш КИЦ стал уникальной площадкой для социокультурных практик, а ежегодные музейные ночи, которые коллеги проводят при поддержке Фонда, подтверждают факт растущего интереса аудитории к современному культурному процессу. Поэтому мы не боимся, а считаем это важным – и для Фонда, и для территории – знакомить жителей с актуальным искусством. Важно при этом совмещать в проектах несколько важнейших функций: просветительскую и образовательную.

Какие ваши последние сильные впечатления в театре?

Лично? Спектакль «Евгений Онегин» Римаса Туминаса в постановке театра Вахтангова, который мы привезли в Красноярск в рамках празднования 10-летнего юбилея Фонда.

Фонд поддерживает фестиваль ДНК в Красноярске много лет.

Да, именно так. Это современность, которую, как я говорила, надо знать. Фестиваль «Драма. Новый код (ДНК)» имеет свою целевую аудиторию, к нам с удовольствием приезжают театральные коллективы, драматурги. Читки современных пьес проходят с хорошей посещаемостью, после фестиваля репертуары театров пополняются новыми спектаклями. На КРЯККе мы всегда устраиваем ДНК-резиденцию – традиционное прочтение 2-3-х произведений современной европейской драматургии, которые представляет красноярский Драматический театр им. А.С. Пушкина.

А есть ли какие-то табу для фонда? Допустим, Фонд никогда не привезет какую-то выставку или театральный проект, где есть что-то? Что, например, для российской региональной публики запредельно.

Сложно сказать. Каждый проект Фонда рассматривается экспертами, и я не могу припомнить, чтобы Фонд что-то не поддержал из соображений запредельности. Главное – соответствие проекта нашей миссии, которая заключается в поддержке и развитии культуры в российских регионах. Основная наша деятельность направлена именно на периферию нашей страны, хотя есть проекты и в Москве. Так, в московском Театре Наций в рамках празднования 10-летия Фонд организовал показ довольно эпатажного спектакля «Лед» (режиссер Константин Богомолов, по пьесе Владимира Сорокина), поставленного в театре Narodowy (Варшава). Так что мы готовы на эксперимент.

Сталкиваетесь ли вы с проблемой недостатка экспертов в регионах, в Сибири?

Фонд всегда был окружен профессиональными людьми. Мы работаем с экспертами из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России. Конечно, в провинции профессионалам иногда становится тесно, и они стремятся в столицу, так как там больше возможностей для реализации. Но везде можно найти хороших партнеров и друзей.
Также у Фонда есть преимущество – собственный экспертный совет и попечители, все они – большие профессионалы в своих областях.

Один из проектов Фонда – Школа культурной журналистики – ставит задачу развития экспертного сообщества в регионах?

Мы позиционируем школу, как воспитание креативных людей, поэтому основная аудитория – молодые люди, которые только начинают. Безусловно, получив жизненный и профессиональный опыт, они могут выступать и как эксперты. Они могут быть как теоретиками, так и грамотными менеджерами, разбирающимися в предмете.

Проект основ культурной политики России повлияет на деятельность Фонда?

Фонд – некоммерческая, негосударственная организация, имеющая свой Устав. В своей деятельности мы, безусловно, следуем предписаниям законодательства, в частности, закона о благотворительности. Я думаю, что во многом этот проектируемый документ будет пересекаться с нашими целями и задачами, а также методами их реализации. За десять лет работы вокруг Фонда сформировалась целая группа единомышленников, наших друзей и партнеров, которые разделяют наши устремления и способствуют воплощению наших идей и проектов, за что мы им очень благодарны.

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *