Назад Наверх

Семейство Шуман

Блог 15.09.2014 Яна Глембоцкая

shuman

В Новосибирске вышла научно-популярная монография Татьяны Черкасовой  «Роберт и Клара Шуман: метаморфозы любви и творчества», представляющая собой подробное жизнеописание композитора и его жены в контексте их общей творческой судьбы. Книга будет интересна профессиональным музыкантам, преподавателям, любителям музыки и студентам творческих вузов, но особенный интерес она вызовет у читателей уже имеющих некоторое представление о Шумане, его непростых отношениях с женой и с собственной одаренностью.

В мировой репертуарной афише за последние годы наблюдается всплеск интереса к исполнению симфонических, хоровых и камерно-инструментальных сочинений Роберта Шумана: по словам автора книги Татьяны Черкасовой, в 2010 году он оказался на третьем месте после Моцарта и Чайковского.  Интерес к личности Роберта Шумана подогревается не только его высоким гением и загадочностью его произведений, но и обстоятельствами биографического свойства.

Роберт Шуман родился в 1810 году и умер в 1856-м, то есть прожил недолгую жизнь, если считать по нынешним меркам. В историю музыки однажды и, как казалось, навсегда были вписаны такие занимательные факты биографии композитора, как переигранная в молодости рука, многолетний счастливый брак с Кларой Шуман (урожденной Вик), помешательство, попытка самоубийства и многолетнее заточение в доме скорби. Советское музыкознание охотно поддерживало миф о Кларе Шуман, женщине и пианистке, которая посвятила свою жизнь устройству быта своего великого мужа, а в свободное от домохозяйствования и деторождения время давала концерты. Отношения Клары и Роберта в привычном для нас изложении напоминают историю Владимира Ульянова и Надежды Крупской, которая преданно служила идеалам революции, создавая суровый революционный уют вождю мирового пролетариата.

При более объективном рассмотрении, теперь доступном нам благодаря книге Татьяны Черкасовой, чета Шуманов скорее напоминает  многодетных супругов Толстых, Льва и Софью, чье семейное счастие закончилось безоглядным бегством Льва Николаевича. В имении Толстых было так заведено, что Софья Андреевна бегала топиться к пруду «изменившимся лицом».  У Шуманов, наоборот, Роберт симулировал попытку утопиться, для того чтобы окончательно убедить домашних в своем безумии и оказаться в спасительной (как он надеялся) палате желтого дома. Правда, жизнь душевнобольного в середине девятнадцатого века была, мягко говоря, незавидной. Больных не пускали на прогулки, привязывали к кроватям, кормили растертым в порошок железом и несколько раз в день поили портвейном для улучшения сна. Я уже не говорю про холодные обертывания и бесконечные клистиры, знакомые нам по тюремной больнице, где солдата Швейка лечили от симуляции патриотизма. Когда Роберт стал проситься домой из больничного ада, Клара сурово отказала ему, более того, она ни разу не навестила мужа, даже чтобы посмотреть на него через смотровое отверстие. Свой отказ она объясняла тем, что нежное сердце ее может не выдержать. На самом деле совершенно очевидно, что Клара, наконец, освободилась от необходимости рожать каждый год по младенцу (отсутствие мужа было и остается прекрасным противозачаточным средством), переложила заботы о детях на других домочадцев и с наслаждением предалась гастрольным турам по Европе. Одновременно она продавала произведения супруга, и совокупный доход от концертов и продажи произведений Шумана позволял ей содержать семью и платить немалые деньги за пребывание супруга в больнице.

В больнице Шуман оказался в возрасте 44 лет и протянул там недолго, всего два года. Учитывая изуверскую жестокость «лечения», мы должны сделать вывод о хорошем состоянии здоровья Шумана, ибо мало кто из наших современников протянул бы больше года на полуголодной диете, с добавлением черных и цветных металлов в порошках, плюс щепотка мышьяку и стакан портвейна каждый день. Очень интересно описана работа Клары Шуман по созданию образа преданной супруги и матери: уничтожение писем и вымарывание записей из дневников. Любовь и жизнь Роберта Шумана могут быть превосходным материалом для создания многосерийного триллера. Сначала отец Клары, вооружившись собственной методой воспитания девочки, выращивает из нее монстра-виртуоза, машину для музицирования. Затем выросшая Клара постепенно берет все большую власть над мужем, подсознательно отомстив за годы абсолютной зависимости от отца и суровой детской жизни, больше похожей на тюремное заключение. Ну а третья часть повествует о том, как расчетливая наследница делает все для извлечения наибольшей выгоды из рукописей своего мужа, параллельно прорабатывая миф об ангеле-хранителе Шумана, милой преданной Кларе.

Разумеется, книга не сводится к описанию особенностей национальной немецкой психиатрии, в ней есть профессиональное и интригующее описание произведений Шумана и судьбы его рукописей, как прижизненной,так и посмертной. Автор предисловия к книге, музыковед, декан актерского факультета НГТИ С. С. Коробейников пишет: «В книге Т. Черкасовой убедительно осуществилась деромантизация судьбы великого романтика. Кто-то, возможно, воспримет это как горькую потерю. Но – таковы факты, и именно опора на них, и только на них, позволяет считать смысловой переворот в сегодняшней оценке «любви и жизни Роберта Шумана» неизбежным и необходимым». Принадлежа к широкому кругу читателей, искренне рекомендую книгу Татьяны Черкасовой людям нашего круга в качестве занимательного и познавательного чтения.

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *