На сцене «Старого дома» состоялась премьера спектакля «Зулейха открывает глаза», основанного на одноименном романе Гузели Яхиной. В постановке режиссера Эдуарда Шахова зрители увидели психологический театр, перекликающийся с историческим контекстом, и новое для Новосибирска освоение театрального пространства. Главные роли Зулейхи и Ивана Игнатова исполнили Наталья Серкова и Ян Латышев. Специально для «ОКОЛО» актеры «Старого дома» рассказали о том, что нового узнали друг о друге за время репетиций, о мужском и женском в спектакле, а также поспорили о возможном продолжении истории.
Кирилл Демидов подготовил почти что документальный отчет о недавнем событии под навзанием MINIFEST, инициаторами которого стали Гете-Институт, театры «Старый дом», «Глобус», «Первый театр», «Мастерская Крикливого и Панькова» и бар-лекторий «Поток». Проходите по активной ссылке, читайте, слушайте, смотрите и не переставайте размышлять!
Продолжая разговор о премьере спектакля «Sociopath / Гамлет» в «Старом доме», ОКОЛО публикует мнения двух участников Новосибирской секции критиков при Союзе театральных деятелей РФ – Валерии Лендовой и Галины Журавлевой.
«Гамлет в этом спектакле – большая заноза. Во всем сомневающийся умник в очках, которому «больше всех надо». И он заставляет других сомневаться и отвлекаться от нормальной жизни. Мешает любить, поддерживать свое тело в форме, наслаждаться жизнью. И именно поэтому он «вредный для общества социопат». Его борьба со всем миром в спектакле вовсе не похожа на месть за смерть отца, попытку восстановить справедливость. Это война против мира фитнес-центров, пластиковых бутылочек с водой и гироскутеров, который уже не исправить и который может быть только разрушен», – текст Дмитрия Королева о премьере спектакля «Sociopath/Гамлет» в театре «Старый дом».
«О «Социопате» можно говорить и писать очень много: это тот случай, когда анализ и комментарии к небольшому, допустим, двухстраничному произведению не умещаются в два пухлых книжных тома. Потому что спектакль этот густ и сложен, как окружающая нас сегодня действительность, и, как она же, – прост», – текст Татьяны Шипиловой о спектакле театра «Старый дом» «Sociopath / Гамлет».
Премьера спектакля по рассказам Анны Старобинец прошла в Петербурге на фестивале «Точка доступа» в рамках специальной программы программного директора Андрея Пронина «Утопия». Главная идея фестиваля — освоение с помощью театра самых необычных городских сред — от музеев до супермаркетов, от квартир до целых районов.
Антон Маликов, известный новосибирской публике своей постановкой «Недоразумение» по пьесе Альбера Камю, возвращается на сцену «Старого дома». Вновь со спектаклем по тексту нобелевского лауреата. Вновь это драма, у которой нет особо длинной и памятной истории постановок в России. Дмитрий Королев о спектакле.
«Новосибирский театр «Старый дом» в очередной раз провел театральную лабораторию, которая оставит заметный след в памяти новосибирской публики и в афише театра. Речь идет о трех часовых спектаклях-эскизах, созданных под руководством Павла Руднева,» — Яна Глембоцкая рассказала о своих впечатлениях о творческой мастерской «Актуальный театр».
«Зритель видит обращённые будто бы к нему императивы, но ничего не может поделать. Страницу всегда переворачивает некий невидимый Другой. И он же, соответственно, будто бы решает за зрителя, когда пора её перевернуть, достаточно ли было времени, чтобы подумать, и так далее. Тут зритель, испытывающий, возможно, неловкость и бессилие, может бросить взгляд в программку и увидеть слова режиссёра о том, что театр взаимодействует с вниманием реципиента наименее тоталитарно», — Дмитрий Королев о премьере спектакля «Я здесь» в Новосибирском драматическом театре «Старый дом».
«Удивительный для «Вишневого сада» эффект: почти два часа подряд зал смеется, будто за один раз – оптом! – желая узаконить авторское определение жанра – комедия. Причем смеется не только амурным коллизиям Дуняши и Яши, штучкам Епиходова или Симеонова-Пищика, а постоянно – лишь время от времени беззвучно замирая так, что, кажется, можно услышать шорох телеграфной ленты «из Парижа» в руках Раневской. После почти векового шествия в хвосте похоронной процессии по поводу срубленных садов и разоренных гнезд ощущение для театральной публики, должна признаться, новое и весьма бодрящее,» — Татьяна Шипилова рассказала о своих впечатлениях о спектакле Андрея Прикотенко в театре «Старый дом».
Антон Чехов «Вишневый сад». Новосибирский драматический театр «Старый дом». Режиссер Андрей Прикотенко, художник Ольга Шаишмелашвили, художник по свету Валерий Климов. Программка «Вишневого сада» режиссера Андрея Прикотенко настраивает на серьезный лад, напоминая, что великая пьеса Чехова это поучительная история о бесхозяйственности и легкомыслии. Несколько поколений обитателей фамильного гнезда Гаевых проматывали большие деньги, которые приносил громадный вишневый […]
В Новосибирске прошло очередное заседание секции критиков и любителей театра при местном отделении Союза театральных деятелей РФ. В объективе внимания – спектакль Андрея Прикотенко «Вишневый сад», поставленный в «Старом доме». Зарисовку с прошедшего обсуждения подготовила для ОКОЛО председатель секции Валерия Лендова.
«Страх тела в этом спектакле связан с желанием современного мира цензурировать все на свете, с религиозной цензурой, со страхом сложности. Человека загоняют в рамки, которые уже представления о человеке. Телесно человек реализует себя как-то неправильно: он потеет, внезапно возбуждается или наоборот теряет возбуждение. Тело не подчиняется сознанию автоматически. И интеллектуальная сложность человека сегодня кем-то не принимается. Человека хотят опростить – и на уровне телесности, и на уровне интеллекта», – театральный критик Павел Руднев поделился своими впечатлениями о спектакле Антона Маликова «Недоразумение» по пьесе Альбера Камю в Новосибирском драматическом театре «Старый дом» сразу после премьеры.
Сегодня юбилей у актрисы Галины Александровны Алехиной, чьё имя для новосибирцев разных возрастов и эстетических пристрастий является знаком театра. Не какого-то конкретного театра («Старого дома» или «Красного факела»), не какого-то абстрактного – искусства. Алехина – это человеческий театр, где эпицентром является внутренний мир, сложное устройство души; это театр о людях и для людей. А живая жизнь театра и состоит в неотменимости присутствия человека, его тела, его речи, пауз между словами, заполняемых дыханием, то есть вдохов и выдохов.
Уже при имени Алехина, когда выдыхаешь это а- ох.., изменяется состояние среды, что-то подступает к сердцу, хватает за горло, позволяет забыть себя и увидеть другого. И вновь обрести себя…
«Под занавес сезона «Красный факел» показал нам «Тектонику чувств» Э.-Э. Шмитта. И подумалось: да, тут ему, Шмитту, самое место – ведь за исключением из ряда вон выходящих ошеломительных спектаклей Тимофея Кулябина, Шмитт отлично вписывается в тот самый основной краснофакельский ряд, давно утвердившийся на его сцене. Это, можно сказать, «тёплый буржуазный жанр», когда как бы перед вами и «сериал», но всё же не вполне «сериал» (то есть не «Ужин с дураком», не «Чай с мятой»), а театральное действо с неким намёком на философский уклон, на ауру интеллектуализма», – Валерия Лендова рассказала о своих впечатлениях со спектаклем Сергея Чехова в театре «Красный факел».
«Водопад иррационального безумия», заложенный в спектакле Антона Маликова «Недоразумение», заставил театрального обозревателя ОКОЛО Дмитрия Королева по крупицам восстановить логику спектакля в театре «Старый дом», – соглашаясь и сопротивляясь, спотыкаясь и вновь примиряясь с мышлением «посттравматического» театра.
Режиссёр «Недоразумения» по Альберу Камю на сцене «Старого дома» Антон Маликов – о честности в профессии, музыке текста и крайней безнадёжности всего. Российский театральный режиссер, выпускник режиссерского факультета РАТИ-ГИТИС (мастерская Л.Е.Хейфеца). Работал ассистентом Камы Гинкаса на съемках телефильма по повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» («По поводу мокрого снега») и на постановке спектакля «Шуты […]
«Фантастическая премьера «Старого дома» оказалась выходом в принципиально иное звуковое пространство. Даже не музыка, не композиция, не логика развития сюжета, а именно само существование звука стало драматургическим сердцем оперы. К примеру, внезапное падение длинной доски на сцену действует на слушателя сильнее трагической развязки», — Иван Полторацкий продолжает серию наблюдений за премьерой спектакля «Снегурочка. Лаборатория» в театре «Старый дом».
«… Премьерный зритель входил в причудливый мир спектакля, как в незнакомый лес, не без опаски. Оглядывался, осваивался, подчиняясь его законам и ритмам, пытался понять, что не так у этих беспросветно несчастных, нелепых берендеев. Потом, как солнечные блики среди туч, в зале стал возникать смех – контакт был нащупан и опробован… Словом, этот спектакль надо идти и смотреть – с открытым сердцем, без лени душевной, доверившись театру, и вам воздастся», — Татьяна Шипилова о премьере «СНЕГУРОЧКА. ЛАБОРАТОРИЯ» в театре «Старый дом».
Ночь Достоевского: полное собрание впечатлений Театр «Красный факел» Начало в 19:00, 19:30, 20:00, 20:30, 21:00 27 марта театр «Красный факел» традиционно проводит свою самую безумную театральную ночь года. В 2016-м она посвящена Фёдору Михайловичу Достоевскому. Кроме неиссякаемого интереса зрителей и режиссеров к творчеству писателя, поводом стал еще и каскад знаменательных дат: в этом году исполняется 195 […]
29 января Новосибирский драматический театр «Старый дом» и режиссер Максим Диденко представили перформанс «Программа совместных переживаний» по текстам Льва Рубинштейна. Своими впечатлениями от увиденного поделился Дмитрий Королев.
Режиссер Максим Диденко о внутренних полицейских и перформансе «Программа совместных переживаний» по текстам Льва Рубинштейна в Новосибирском драматическом театре «Старый дом».
Дмитрий Королев специально для ОКОЛО рассказал о том, почему нельзя пропустить январские события в театре «Старый дом», связанные с именем Льва Рубинштейна.
Автор опер «Титий Безупречный», «Гвидон», «Бойе», кантат, ораторий, камерной музыки, песен на стихи Хармса, Введенского и Хименеса, соавтор Андрея Могучего и Кирилла Серебренникова Александр Маноцков падает в обморок, когда слышит в свой адрес ярлык «выдающийся российский композитор», хотя объективно его трудно назвать иначе. Специально для «ОКОЛО» Юлия Исакова поймала композитора между репетициями в Новосибирском драматическом театре «Старый дом», где на апрель 2016 года намечена премьера «Снегурочки» Островского команды Пьянова-Маноцков-Жуковский – и подробно расспросила, почему он здесь оказался.
«Спектакль выстраивается на контрастах: мгновение назад братья сидели в креслах, обсуждали новости, и вот они уже бросаются в драку, готовые убить друг друга, или наставляют друг на друга ружьё; уютная теплота дома сменяется освещённой луной и тусклым фонарём холодной и пустынной пристанью», – Алексей Пазников специально для ОКОЛО поделился своими впечатлениями от премьеры «Сиротливый запад» Сергея Федотова в Новосибирском драматическом театре «Старый дом».
17 и 18 декабря главный режиссер театра «Старый дом» Галина Пьянова представит премьеру «Двое бедных румын, говорящих по-польски». Дороту Масловскую, автора пьесы «Двое бедных румын, говорящих по-польски», на родине именуют не иначе как «вундеркиндом» и «чистым» гением, поразившим читателей и критиков не только своей писательской молодостью, но и языком своих текстов. История, блестяще написанная в […]
Ученик Георгия Товстоногова, режиссёр и художественный руководитель НеБДТ Лев Эренбург приехал в Новосибирск ради недельного мастер-класса для артистов драматического театра «Старый дом» и поговорил с «ОКОЛО» о текстах-проститутках и вокальной музыке Грига как пропуске на филфак. Беседу провела Юлия Исакова.
Новосибирский театральный журнал ОКОЛО провел очередное исследование городского театрального контекста. На этот раз объектом внимания стал сезон 2014-2015, а именно – премьеры новосибирских драматических театров, состоявшиеся в период с 1 сентября 2014 по 30 июня 2015 года. В анкету, которую мы раздали профессиональным критикам, театральным обозревателям и редакторам культурных разделов различных СМИ вошли 29 спектаклей.
«Фатеев, рискну добавить, идеально совпадает с самим театром как искусством, как категорией жизни. Он всю жизнь чувствует как театр — и это естественным образом отражается во всем, что он делает — хоть специально для сцены, хоть нет», — Сергей Самойленко специально для ОКОЛО о театральных работах художника Владимира Фатеева .
«Режиссер Туфан Имамутдинов имеет свой подход и он однозначен: война – это страшная клоунада, где человек не волен оставаться со своим лицом, выбирать свою судьбу; лицо искажается гримасой (не разберешь – веселья ли, ужаса, ярости ли), жестокий рок руководит жизнью. Потому никаких специальных ассоциаций, никакой конкретики, никаких намеков зрителю, дескать, мы-же-знаем-о-чем-речь. В постановке господствует условность, кукольный балаганчик, лица-маски, цирковые трюки» – Наталья Муратова специально для ОКОЛО описала мир спектакля «Мамаша Кураж и ее дети» театра «Старый дом» в постановке Туфана Имамутдинова.
Бертольт Брехт «Мамаша Кураж и ее дети». Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом». Режиссер Туфан Имамутдинов, художник Екатерина Галактионова, музыкальный руководитель Станислав Пастухов. Фото Фрол Подлесный
Новосибирский драматический театр «Старый дом» в рамках альтернативной афиши предъявил своего «Летова», облаченного легкой аурой недоверия со стороны активных фанатов «Гражданской обороны». Их опасения оказались напрасны. Спектакль не превращен ни в вечер памяти, ни в перепевку культовых текстов, а оказался попыткой предельно личного высказывания авторов о себе, о времени, о поколении и о своем Герое. В хитросплетениях нового художественного мира разбирался автор ОКОЛО Дмитрий Королев.
Этот текст Валерии Лендовой о двух новосибирских премьерах мы ждали с нетерпением. Во-первых, на ОКОЛО до сих пор не было ни одного мнения о спектакле Галины Пьяновой «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» в «Старом доме», а во-вторых, нам очень хотелось найти альтернативную точку зрения на спектакль Ивана Орлова «Ворон» в театре «Глобус». Альтернативную той, что уже опубликована на нашем сайте. Попытка удалась.
В Новосибирском драматическом театре «Старый дом» озвучили дату заявленной премьеры «Летов», посвященной творчеству знаменитого рок-музыканта и художника Егора Летова, навсегда связанного с сибирским климатом, но, без сомнения, ставшего символом целой эпохи. «Русская народная игра», рассказ об удивительном человеке, рождённом в «стране железных дорог и вечного льда» увидит свет 18 и 19 февраля. Автор идеи, главный художник театра «Старый дом» Антон Болкунов, впервые приоткрыл для ОКОЛО тайну будущей премьеры.
«Спектакль «Элементарные частицы» не об Академгородке, не только о нем. Это взрослое высказывание о советской цивилизации, о той плакатной утопии, которая сначала прогибалась под идеологическим партийным прессом, а потом сдалась под натиском общества безудержного потребления», – Яна Глембоцкая рассказала ОКОЛО о своей встрече с новым спектаклем Новосибирского драматического театра «Старый дом» в режиссуре Семена Александровского.
20 ноября в кинотеатре «Победа» выходит в прокат фильм «Здорово и вечно», сотворенный вдовой Егора Летова и бас-гитаристкой группы «Гражданская оборона» Натальей Чумаковой и сценаристом Анной Цирлиной. Любопытно, что на днях произошло еще одно интересное событие, связанное с памятью о великом музыканте: Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом» заявил о начале репетиций ранее не афишируемого проекта под названием «Летов», подробности которого пока не раскрываются.
«Перед нами – юноша, блестящий в своей лаконичной и выразительной пластике. Здесь и обнажённая кричащая эмоциональность и острота выступающих внутренних противоречий… Он внемлет Мефистофелю, так как всё тёмное обычно притягивает. Не знает меры ни в любви, ни в вине и наивно – почти по-колфилдски – глядит на мир. Всё это так близко и понятно, что уже с первых сцен Антонио Лателла завоёвывает зрителя, бьёт ему в самое сердце, говоря с ним на понятном ему языке русской ментальности», – Алексей Пазников рассказал ОКОЛО о своей встрече со спектаклем «Старого дома».
81-ый театральный сезон в театре «Старый дом» открыли самым необычным образом. Еще на пресс-конференции новый главный режиссер Галина Пьянова рассказала о том, что одним из новых программных пунктов художественной политики театра станет off-репертуар, предполагающий выход артистов на улицы города, освоение нестандартных площадок и пространств, а также поиск новых форм общения со зрителем — хэппенинги, открытые репетиции, перформансы.
В Новосибирском драматическом театре «Старый дом» завершился первый этап работы над спектаклем «Элементарные частицы». Режиссер Семен Александровский и драматург Вячеслав Дурненков выбрали неожиданного героя для своего нового спектакля. Этим героем стал Академгородок – известный район Новосибирска, который в середине XX века снискал общероссийскую известность своим научным, культурным и диссидентским содержанием
Режиссер Антонио Лателла, художник Грациелла Пепе
4-го сентября театр «Старый дом» приглашает на творческую встречу, посвященную событиям нового театрального года