«Момо», инсценировка Инны Кремер.
Новосибирский академический Молодежный театр «Глобус»
Режиссер – Екатерина Гороховская, сценография и костюмы – София Матвеева.
«В окрестностях одного небольшого старинного города откуда ни возьмись появилась девочка по имени Момо. Местные жители, взрослые и дети, очень быстро поняли, что у Момо есть бесценный дар – умение внимательно слушать. Когда девочка выслушивала всех, кому это было нужно, жизнь в городке становилась мирной, доброжелательной и радостной. Но незаметно для окружающих этот добрый мир стали населять Серые господа. Они стали воровать время, которое люди посвящали дружеским отношениям, любви и нежности, и в результате все вокруг становилось мрачным и безжизненным. Чтобы не дать превратиться миру в серую и скучную планету, Момо отправляется к властелину Времени – Мастеру Хора. Поможет ли он спастись ей самой и защитить друзей, вы узнаете, посмотрев наш спектакль». ( См.: сайт театра «Глобус»).
Фантастическая история Михаэля Энде «Момо» ставит серьезные вопросы для маленького и большого зрителя о времени и человеке. Для чего дано время? Каковы наши цели и усилия, которым мы, вечно спешащие, отдаем наши бесценные минуты, часы, годы, жизнь? Для познания? дружбы? радости общения? или нескончаемого приобретения все новых прекрасных и более прекрасных вещей, когда жизнь становится подобием «движения по базару»? Эти важные вопросы возникают в сказке, а в сказке, как известно, действуют свои законы, и живут там необычные герои. Театр следуя за автором предлагает особый взгляд на происходящее в жизни жителей городка и на них самих. Это взгляд с позиций Вечности. Поэтому так важен в спектакле герой, о котором мечтается детям, а может быть и взрослым. Это Мастер Хора – Властелин Времени. Играет его артист Артур Симонян. Он и начинает спектакль.
Высокий человек прошел из зрительного зала в глубину сцены. Легко прикоснулся то к одному, то другому ее прозрачному полотнищу. И что-то где-то отозвалось. Раздвигая границы сценической коробки на полотнищах- экранах поплыли мультимедийные картины вселенной со сверкающими планетами, мириадами прекрасных звёзд. Все стремительнее их движение. И уже бегут, летят планеты по своим орбитам. Неужели незнакомец держит в своих руках их невидимые тропы?
Артура Симоняна театральный зритель Новосибирска знает давно: им сыграны роли в классике русской и зарубежной, современного отечественного и западного репертуара. Не забыт его ревнивец испанец граф Альмавива в «Женитьбе Фигаро» П.-О. Бомарше, приходит не раз смотреть на штабс-капитана артиллерии белой гвардии Мышлаевского в «Днях Турбиных» М. Булгакова. Высоко ценит актера за точный психологический ход в жизни его героев, за глубину и силу ее проживания, безупречную элегантность пластического рисунка не только большой, но и маленькой роли в очередном новогоднем представлении, стремительно сходящем с афиши театра вместе с праздничным карнавалом у елки.
Работа в поэтической сказке М. Энде открывает новую грань в творческой природе артиста. (Следует отметить, что к детскому спектаклю актер всегда относится очень серьезно. Не случайно А. Симонян является лауреатом за лучшую роль в детском спектакле ежегодного городского театрального конкурса «Парадиз»). Хотя первое впечатление о персонаже М. Энде скорее подтверждало присущий актеру «социально-исторический» интерес в портрете героя. Вот и здесь важна конкретность детали костюма и манера поведения: у Мастера Хора косичка, кафтан, кружевные манжеты, галантен, как маркиз XVII века; по-рыцарски учтив, и по-рыцарски защищает отважную девочку Момо, которую со всей искренностью играет молодая артистка Екатерина Боброва.
Однако при всей его сердечной заинтересованности судьбой девочки Момо и желании ей помочь, порой замечаешь в сценическом существовании Мастера Хора эффект отстраненности, «выпадения» из происходящего «здесь и сейчас», какое-то сбивание, переключение на иные нами неосязаемые орбиты. И возраст его не ясен до конца. Далеко не юноша, но и не старик, хотя седые пряди заметны в волосах, но в смехе что-то детское. Актер предлагает особый код внутренней жизни человека со знакомым именем Мастер Хора-Властелин Времени и добивается редчайшей органики сценического существования своего странного фантастического персонажа, то возникающего, то исчезающего на ускользающих тропинках времени жизни обыденного серого городка. Встреча с таким Мастером – событие на театральных подмостках. Здесь есть масштаб сценического героя, его значительность, обаяние, его подлинность, и тайна.
…Тайна личности Мастера Хора остается неразгаданной… Можно лишь предположить, ну скажем, на сибирских просторах, под звездным небом, кто-то почувствует себя его частью. И это чувство вселенской сопричастности непостижимо начнет излучаться в его действиях, словах, поступках. А такое возможно только в романтическом регистре бытия.
В материале использованы фотографии Виктора Дмитриева