«Действие “Воина” происходит в дни Первой чеченской войны, даже более конкретно: весной 1996 года. В тексте использованы расшифровки новостных сюжетов того времени, упоминается Аргунское ущелье, где в апреле 1996 года действительно происходили бои и российская армия несла серьезные потери. Но большинство героев “Воина” – не солдаты, не боевики и не мирные жители Северного Кавказа, а школьники из некоего посёлка Заозёрский», – Дмитрий Королев посмотрел премьеру «Первого театра» в постановке Юлии Каландаришвили.
«Интерес режиссеров, которые ищут современные подходы к классике, к мольеровским комедиям, с одной стороны, понятен. Их темы если не вечные, то как минимум не устаревающие много веков: власть, религия, деньги, любовь», – текст Дмитрия Королева о премьере спектакля «Тартюф» в «Первом театре».
«Гамлет в этом спектакле – большая заноза. Во всем сомневающийся умник в очках, которому «больше всех надо». И он заставляет других сомневаться и отвлекаться от нормальной жизни. Мешает любить, поддерживать свое тело в форме, наслаждаться жизнью. И именно поэтому он «вредный для общества социопат». Его борьба со всем миром в спектакле вовсе не похожа на месть за смерть отца, попытку восстановить справедливость. Это война против мира фитнес-центров, пластиковых бутылочек с водой и гироскутеров, который уже не исправить и который может быть только разрушен», – текст Дмитрия Королева о премьере спектакля «Sociopath/Гамлет» в театре «Старый дом».
Антон Маликов, известный новосибирской публике своей постановкой «Недоразумение» по пьесе Альбера Камю, возвращается на сцену «Старого дома». Вновь со спектаклем по тексту нобелевского лауреата. Вновь это драма, у которой нет особо длинной и памятной истории постановок в России. Дмитрий Королев о спектакле.
«Зритель видит обращённые будто бы к нему императивы, но ничего не может поделать. Страницу всегда переворачивает некий невидимый Другой. И он же, соответственно, будто бы решает за зрителя, когда пора её перевернуть, достаточно ли было времени, чтобы подумать, и так далее. Тут зритель, испытывающий, возможно, неловкость и бессилие, может бросить взгляд в программку и увидеть слова режиссёра о том, что театр взаимодействует с вниманием реципиента наименее тоталитарно», — Дмитрий Королев о премьере спектакля «Я здесь» в Новосибирском драматическом театре «Старый дом».
«Водопад иррационального безумия», заложенный в спектакле Антона Маликова «Недоразумение», заставил театрального обозревателя ОКОЛО Дмитрия Королева по крупицам восстановить логику спектакля в театре «Старый дом», – соглашаясь и сопротивляясь, спотыкаясь и вновь примиряясь с мышлением «посттравматического» театра.
29 января Новосибирский драматический театр «Старый дом» и режиссер Максим Диденко представили перформанс «Программа совместных переживаний» по текстам Льва Рубинштейна. Своими впечатлениями от увиденного поделился Дмитрий Королев.
Дмитрий Королев специально для ОКОЛО рассказал о том, почему нельзя пропустить январские события в театре «Старый дом», связанные с именем Льва Рубинштейна.
«Розенкранц и Гильденстерн…»: Пьеса влечет их, тянет за собой, всячески демонстрирует свою власть над ними (порой буквально: Клавдий, Гертруда и Гамлет тянут их за шарфы, возят по полу, скачут на них), но они всегда выглядят отстраненными существами иной природы, будто бы действительно способными помыслить свободу. Когда в финале Гильденстерн говорит, что в следующий раз можно попробовать быть умнее, ни на секунду не веришь, что какая-то сила способна предоставить ему возможность этого «следующего раза», что их уберут в ящик и достанут снова. Нет, для этих двоих всё кончено. Спектакль Алексея Крикливого про судьбу, конечность и смерть», – текст Дмитрия Королева продолжает размышлять о премьерном спектакле Новосибирского Молодежного театра «Глобус».
Новосибирский драматический театр «Старый дом» в рамках альтернативной афиши предъявил своего «Летова», облаченного легкой аурой недоверия со стороны активных фанатов «Гражданской обороны». Их опасения оказались напрасны. Спектакль не превращен ни в вечер памяти, ни в перепевку культовых текстов, а оказался попыткой предельно личного высказывания авторов о себе, о времени, о поколении и о своем Герое. В хитросплетениях нового художественного мира разбирался автор ОКОЛО Дмитрий Королев.
«Когда приходится писать об Олеге Жуковском и театре «La Pushkin», сталкиваешься с поразительной бедностью, недостаточностью своего языка. И дело тут не только и не столько в невыразимых эмоциях, сколько в жанровой специфике этих спектаклей. Не совсем клоунада, не совсем танцтеатр, не совсем пантомима, но чем бы это ни было, оно сопротивляется всяким словам и тем более прозе, «пешей речи», – автор ОКОЛО Дмитрий Королев подбирал слова о спектакле «Хармс. Авиация превращений».