Назад Наверх

Дух оттепели и «Дядя Ваня» с шаманскими напевами: две премьеры омской драмы

What's up 24.09.2019 Автор: Кирилл Демидов

146 сезон Омского драматического театра стартует сразу с двумя премьерами. 28 и 29 сентября на основной сцене будет идти «Причал. Воздух детства» Бориса Павловича, а на камерной сцене «Дядя Ваня» Георгия Цхвиравы. 

Борис Павлович в одном сюжете объединил  два неснятых материала советского сценариста и поэта Геннадия Шпаликова. Это интересно, потому что Шпаликов был легендой кино и одним из двигателей поколения шестидесятников. В его работах «Застава Ильича», «Я шагаю по Москве» и других отражался дух оттепели, стремление к свободе. Сценарии Шпаликова редко проходили цензуру. Его или критиковали, или игнорировали. Даже Никита Хрущев не оставил Шпаликова без внимания и открыто раскритиковал «Заставу Ильича». Мол: «Чего это там парни гуляют и ничего не делают?! Мы тут так-то коммунизм строим!». С годами продавать свои работы сценаристу было все труднее. Поэтому, и по многим другим причинам, Шпаликов жил в суровой бедности и страдал от сильной алкогольной зависимости. На 37 году жизни он покончил жизнь самоубийством, оставив на прощание: «Вовсе это не малодушие, — не могу я с вами больше жить. Не грустите. Устал я от вас. Даша, помни. Шпаликов» Подробнее про жизнь Геннадия Федоровича можно прочитать в этой статье: https://www.colta.ru/articles/literature/5218-on-zhil-kak-zhil

Фотография взята с сайта журнала «Домашний очаг»

Вот как описывает «Причал. Воздух детства» Борис Павлович:

«Первый и второй акты никак не связаны между собой сюжетно, вернее, их объединяет сюжет не литературный, а тематический. От эйфорической лирики «Причала», в котором главная героиня бродит по ночной Москве, перед тем как на утро выйти замуж и уплыть на барже в серьезную взрослую жизнь, до жестокого приговора иллюзиям в «Воздухе детства». Это жизненный путь одного человека, самого Шпаликова, который расщепляет себя на разных героев».

Эта история актуальна, потому что, учитывая последние события, мы сами находимся у начала новой волны оттепели. По крайней мере, хочется в это верить.

Это будет десятый сезон, когда Георгий Цхвирава является главой Омского драматического. В репертуаре театра идут шесть его спектаклей, а «Дядя Ваня» будет седьмым. В чем же уникальность этой премьеры? Говорят, что в спектакле будут африканские мотивы и шаманские ритуалы. За подробностями мы обратились к артисту Олегу Теплоухову, исполнителю роли Ивана Петровича:

«Об уникальности спектакля, мне кажется, должны делать выводы зрители и критики. Мы же старались идти за автором. Открыли для себя, что Чехов — автор очень горячий, провокационный. Поэтому каждый из четырёх актов играется в своём ключе, в своём жанре.

Войницкий за четыре акта проходит путь от влюбившегося пацана до разрушившегося человека. Астров – по сути, художник. Те самые картограммы, которые он рисует, это же абстрактная живопись. Нужно только внимательно вчитаться в текст. Страсти кипят в пьесе нешуточные. Поскольку в нашей версии с появлением чувства, с любовной страстью в жизнь героев приходит цвет. Безликие стены дома к середине истории оказываются залиты краской: желтой, синей, зеленой, красной. И появление жителей Африки неслучайно: это образ животной страсти, открытого проявления чувств, образ мечты. А шаман с горловым пением и бубном — образ нашей глубинки, холода, малоцветности, постоянного оглядывания на свои корни. То есть в истории прослеживается некий надсюжетный конфликт между реальностью и мечтой.

И все эти «нововведения» взяты из Чехова. Во всяком случае, мы в этом уверены».

Фото предоставил пресс-отдел театра

В пьесе Антона Павловича есть тема взаимоотношений человека и природы. Учитывая большие лесные пожары в Сибири, любопытно, как эту тему решит Георгий Зурабович в своем «Дяде Ване».

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *