21-23 марта 2015 г. в Новосибирском государственном театральном институте прошёл IV Всероссийский конкурс исполнителей художественного слова. В этом году он был посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. К участию в конкурсе были приглашены студенты художественных вузов и профессионалы – актёры театров и преподаватели художественных дисциплин. Заявки на участие в конкурсе подали 50 артистов или групп исполнителей, представляющих сценические композиции; реально приняли участие 38. География участников была весьма широка: при большинстве новосибирцев, реально выступили на конкурсе также артисты из Барнаула, Кемерова, Хабаровска, Иркутска, Тюмени, Екатеринбурга, Ярославля.
Хочется отметить общий высокий уровень как профессиональных
На высоте оказались хозяева конкурса – новосибирцы, что связано не только с количественным преобладанием, но и с целенаправленно поставленной актёрской подготовкой. Призовые места по ряду номинаций получили новосибирские деятели искусства Елена Иванова, Анастасия Неупокоева, Алексей Казаков; студенты НГТИ Виктор Жлудов, Владимир Иноземцев, Татьяна Скрябина, Таисия Глушихина, Светлана Задвинская, Александра Зеленская, Александр Корнилов, Ксения Ильина, трио Элина Филатова – Семён Грицаенко – Николай Дзюбинский. Два из первых мест достались приезжим: артистке из Хабаровска Вере Бугровой (кстати, выпускнице НГТИ 2008 года) и екатеринбургской студентке Наталье Лилику. И это, между прочим, радует: несмотря на экономические трудности, отдалённые города находят возможность отправлять к нам деятелей сцены, которые по-настоящему достойно представляют свой контекст и создают здоровые условия для реальной, а не «местной», состязательности
Вместе с тем, по завершении конкурса видятся и некоторые проблемы, причем общего характера. Главная из них касается привлеченного к исполнению материала. Из числа реально выступавших четверо использовали произведения Чингиза Айтматова (причём трое – одно и то же «Материнское поле»). Двое выступили по Борису Васильеву, «А зори здесь тихие» (и ещё трое «с Васильевым» не явились). Двое – по Василю Быкову. Двое – по «Жизни и судьбе» Гроссмана. Кроме последнего произведения, вошедшего в «номенклатуру» в начале девяностых годов ХХ века, всё остальное перечисленное – школьная программа или «список для дополнительного чтения» советской эпохи. Почему так происходит? – Вероятно, потому, что кругозор педагогов старшего поколения не слишком активно расширяется произведениями последних десятилетий. Это значит, что следует или больше читать, или хотя бы без стеснения консультироватьс
Далее, ещё четверо конкурсантов взяли отрывки из очень неоднозначного в концептуальном и художественном отношении романа Войновича про солдата Ивана Чонкина. Опять вопрос: почему? – Ответ лежит на поверхности: потому, что фарсовая природа этого романа позволяет спровоцировать веселье в аудитории и создать исполнителю нетрудный успех. Вот только такой успех недорого стоит – и жюри в своих оценках его игнорировало.
А если конкурсант взял установку на то, чтобы использовать современную литературу, то в ней есть достойные образцы, разворачивающие, помимо прочего, и военную тематику. И поэтика в этих образцах определённо более выразительная, чем в абсурдистских сочинениях поздней Юнны Мориц (одно из них звучало на конкурсе). Вот несколько вполне известных и безусловно талантливых романов уже из XXI века: Александр Чудаков, «Ложится мгла на старые ступени»; Елена Катишонок, «Жили-были старик со старухой»; Людмила Улицкая, «Даниэль Штайн, переводчик»; Андрей Геласимов, «Степные боги»…
Всё сказанное иллюстрирует главную увиденную проблему: хорошо бы и конкурсантам, и педагогам лучше ориентироваться в материале.
Другая проблема, которая была не столь явной, однако в актёрском смысле, быть может, более важной. Ощущение конкурсантом времени. Случаев выхода за регламент выступления (между прочим, заявляемый самим участником!) было немало. Понятно, что актёр не патефон, и в живом исполнении добиваться «попадания» секунда в секунду совершенно не обязательно. Но в конкурсных условиях желательно к этому хотя бы стремиться. Потому что если актёр «размазывает» или просто затягивает действие, то значит, он плохо рассчитал динамику своего выступления, плохо соотнёс её с текстом. А это, как ни крути, профессиональный недостаток.
Названные замеченные проблемы не отменяют общего благоприятного впечатления от конкурса, которое высказывали в кулуарах все члены жюри. И как собственно художественное состязание, и как часть комплекса мероприятий, посвящённых юбилею Великой Победы, состоявшийся конкурс имеет большое значение. Вот бы и в дальнейшие времена, маскирующиеся полумифическими «экономическими трудностями», удалось сохранить наметившуюся традицию ежегодного проведения таких тематически соотнесённых конкурсов. Благое пожелание, однако искреннее.