Вот и закончились две недели, которые насытили художественную атмосферу Новосибирска до такой степени, что она стала выплескиваться за его пределы. Завершился II Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина, на сей раз не ограничившийся пятнадцатью концертами в Новосибирской области (кроме центра – в Бердске и Искитиме), и присоединивший Омск, Железногорск, Красноярск и Москву, где также состоялись его концерты.
Масштаб этого музыкального праздника каждый может оценить самостоятельно, ознакомившись с его программой на сайте. Но не в масштабе даже дело, не только в нем. В спрессованном графике событий фестиваля можно заметить колебания – от художественных потрясений до просто хорошего, профессионального музицирования; можно искать просчеты и придираться (первый концерт, я, помнится, раскритиковала), но совокупность разнообразного, но неизменно высокого качества репертуара и могучей творческой энергии, обеспеченной талантливыми исполнителями, безусловно, делают его центральным событием музыкального сезона в городе, которое обязательно нужно пережить и которым нужно напитаться.
Исполню свое обещание и коротко пройдусь но событиям, о которых, на мой взгляд, промолчать нельзя. Среди них, безусловно, знаковое – концерт выдающегося скрипача и педагога (знающие люди говорят, что сегодня из педагогов он первый на планете) Захара Брона и его учеников. Выпускник Московской консерватории, ныне – «человек мира», Брон когда-то, в 80-е годы, был новосибирцем и, по сути, именно благодаря этому мы сегодня имеем репинский фестиваль. Ибо Вадим (именно так, по имени, а то и просто Вадик, называют элегантно-седого Репина в нашем городе даже в официальных речах – и это, полагаю, не фамильярность, а выражение особой теплой дружественности человеку, которого многие помнят уникальным ребенком), так вот, Вадим был одним из первых учеников Брона (если не первым), кто и сам снискал, и педагогу принес мировую славу. Выстроить цепочку причинно-следственных связей от этого факта до Транссибирского арт-фестиваля несложно. Поэтому концерт «школы Брона» для любителей скрипки стал событием центральным.
Первое, что ошеломило – великолепная, блестящая концертная форма маэстро, который все-таки бóльшую часть своего таланта и творческой энергии отдает педагогике. И в сольной «Цыганке» М. Равеля, и в сыгранной в дуэте с Репиным сонате для двух скрипок С. Прокофьева он был безупречно техничен и точен, глубок, артистичен и как-то по особому… легок, хотя сочинения-то весьма непросты и драматичны. Эта присущая ему легкость не имеет ничего общего с легковесностью и желанием понравиться публике, она – следствие его позитивного, солнечного дара, внутренней гармонии, которые, по всей вероятности, и позволяют ему вдохновлять и одухотворять начинающие таланты. Кроме Репина в концерте играли совсем юные ученики с разных сторон света – Моне Хаттори, Элли Чои, Эльвин Ганиев. Девочки, несмотря на очевидную пока еще музыкантскую незрелость, вполне легко «взяли» мощный взрослый репертуар, например, Блестящую фантазию на темы оперы Дж. Россини «Отелло» Г.В. Эрнста (Чои) или Фантазии на темы «Кармен» Ж. Бизе Ф. Ваксмана (Хаттори). Технически они уже почти совершенны и, наверное, самое интересное сейчас в них – пробуждение настоящего творческого духа, зреющего и проявляющегося в результате достигнутой свободы виртуоза. Скрипач Ганиев уже юноша и его репертуар (П.Сарасате и Ж. Массне) был сыгран вполне личностно, чувственно, насыщенно-лирическим звуком редкой органики.
Конечно, при всем разнообразии программы, скрипка царит на Транссибирском фестивале. Один из концертов стал главным блюдом головокружительно виртуозного скрипичного пира – выступление ансамбля венгра Йожефа Лендвая в программе «Транссибирский табор» с участием Репина и исполнителей на русских народных инструментах. Это был концерт для публики веселой и заводной, способной искренне радоваться и наслаждаться полнотой бытия. В нем звучали цыганско-венгерские напевы и русские плясовые, разнообразные чардаши, в том числе и Монти, «Венгерские танцы» Брамса, «Жаворонок» Динику и т.д. и т.д. – и все это не только с подлинным азартом, технически блестяще, но и безукоризненно музыкально и со вкусом.
Подобного рода развлекательный скрипичный «гвоздь программы» был и на прошлом фестивале, что позволяет уже говорить об определенных традициях. Другая замечательная традиция – концерт «Дети – детям», в программе которого на сей раз, кроме приезжих знаменитостей, принял участие новосибирский ансамбль юных виртуозов «Блестящие смычки», созданный и руководимый одним из наиболее авторитетных сегодня российских преподавателей скрипки, профессором Новосибирской консерватории Мариной Кузиной.
И еще – второй год подряд специально для фестиваля и его вдохновителя Вадима Репина пишется новое произведение. В этом году состоялась мировая премьера одночастного Концерта для скрипки с оркестром «De Profundis» композитора с мировой известностью Леры Ауэрбах – сочинения довольно сложного по языку, мировоззренческого, обращающего слушателя к серьезным нравственным проблемам, осмысляемым в трагическом преломлении, с болью, иногда – отчаяньем. И само произведение, и его вдумчивое и мощное исполнение Вадимом Репиным и новосибирским симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Юровского, были восприняты публикой с большим вниманием и энтузиазмом, что свидетельствует о том, что современное искусство способно и должно занять достойное место в актуальном академическом музыкальном контексте. Во второй части этой концертной программы безупречно, с полным взаимопониманием между дирижером и оркестром, была сыграна Пятая симфония П. Чайковского, видимо – не случайно: выстроенная таким образом программа позволила публике в этот вечер сравнить особенности нравственных исканий художников, разделенных почти полутора веками.
Чайковского вообще было много, и это понятно – в первом репортаже с места событий я упоминала, что 2015 год проходит для всего музыкального мира под знаком юбилея этого русского гения. Чайковским фестиваль открывался, ему был посвящен большой концерт в Новосибирском оперном театре с оркестром театра и дирижером Петром Белякиным. Блистательно сыграли его Сюиту № 3 для оркестра музыканты из Екатеринбурга. Выступление Уральского академического филармонического оркестра было для меня лично очень интересным – сегодня из провинциальных симфонических оркестров он и его художественный руководитель Дмитрий Лисс, пожалуй, так же «легендарны», как в свое время новосибирский оркестр с Арнольдом Кацем. Уральцы ведут активную гастрольную деятельность, имеют мировую известность, высокий профессиональный авторитет, и новосибирцы смогли убедиться, что все это не случайно и заслуженно. И в аккомпанементе Концерта для фортепиано Э. Грига (солировал Рудольф Бухбиндер из Вены, в несколько салонной манере, я бы сказала), и особенно – в Чайковском, музыканты продемонстрировали великолепный строй, владение всеми возможными приемами оркестрового исполнительства, тонкость нюансировки, отменное понимание смысловой архитектоники сочинения и яркий темперамент.
Однако вполне логично основой и героем фестиваля стал Новосибирский академический симфонический оркестр. Широчайший репертуар – от популярного «Болеро» М. Равеля (исполненного, кстати, весьма зловеще) до мировой премьеры; аккомпанемент пианистам, скрипачам, ансамблям; работа с разными дирижерами – кроме «родного» Гинтараса Ринкявичуса (художественный руководитель оркестра), к пульту вставали Дмитрий Юровский, Леонард Слаткин, Шарль Дютуа. И высокий уровень профессионально вышколенного, чуткого, гибкого и мобильного музыкального коллектива был выдержан всегда. Несколько разочаровал Дютуа, под руководством которого в заключении фестиваля оркестр исполнил Первую симфонию Г. Малера. Финал ее был хорош, но как бы сам по себе – его высокий драматизм и венчающая всю огромную конструкцию сочинения мощная триумфально-оптимистическая эмоция не вытекали из предшествующего, четыре части цикла не сложились в целое. Видимо, дирижер не сумел найти общий язык с оркестром за по фестивальному краткий репетиционный период.
Очень сильное впечатление произвел камерный концерт «Два – три – пять» с участием Вадима Репина, Анны Танака (скрипка), Максима Рысанова (альт), Александра Князева (Виолончель) и Константина Лифшица (фортепиано). Яркие и оригинальные, очень разные музыканты-солисты сумели составить неповторимые ансамбли, спаянные радостью совместного музицирования, творческим интересом друг к другу. Дуэт Репин–Рысанов исполнил обработку Й. Хальворсена Пассакалии Г.Ф. Генделя как изысканную, «кружевную» пьесу, в которой лишь угадываются барочные очертания. Фортепианное трио И. Брамса Репин, Рысанов и Лившиц сыграли столь артистично и увлекательно, что эмоции, и без того яркие в этом сочинении, поднялись до самого высокого градуса. Завершал этот праздник ансамблевой игры Фортепианный квинтет С. Танеева – эпический по масштабу, насыщенный драматическими событиями. В захватывающем, харизматичном исполнении участников концерта он прозвучал поистине как симфоническое полотно.
Сугубо индивидуально Репин и Князев исполнили Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса в заключительной программе. Трудно представить себе более разных академических музыкантов: неизменно элегантный, сдержанный, утонченный скрипач и виолончелист, как будто захваченный первозданными страстями, ощущающий архаично-варварскую природу звуков… Возможность наблюдать, как они выстраивают свои дуэтные отношения и достигают при этом гармонии дает неповторимое эстетическое переживание.
Эта программа была заключительной для Новосибирска, но фестиваль еще продолжался несколько дней в Красноярске и Москве. Мы же уже вносим в свои органайзеры, настольные или настенные календари, просто в память заметку о том, что через год мы должны включить в свой жизненный график III Транссибирский арт-фестиваль. А время, как известно, летит быстро, поэтому ждать осталось недолго.
В материале использованы фотографии Виктора Дмитриева
Еще на эту тему: П.И. Чайковский: патетика и лирика