Интерактивный спектакль-исследование «Близость» – совместная работа перформеров и режиссёра «Синестетики» Андрея Короленко. Премьера прошла на Малой сцене «Красного факела».
Приглушённый свет, медитативная музыка, зал разделён на четыре тёмные секции, в которых располагаемся мы.
Каждый из четырёх перформеров жестом руки приглашает зрителя к себе. Пары ощупывают друг друга, перебирают пальцы рук, поглаживают по спине, заключают в объятия – так начинается наше «исследование телесности». Через пару минут перформер приглашает в свою пару ещё одного участника – два зрителя остаются друг с другом наедине. И так далее.
Тактильную коммуникацию время от времени прерывают диалогами: тебе нравится своё тело? ты любишь трогать себя? как ты любишь трогать себя?
После этого начинается новый цикл образования пар.
До предпоследнего круга я ощущаю себя страшненькой школьницей, с которой никто не хочет танцевать на дискотеке в актовом зале. При этом понимаю: в этой ситуации мне и в роли непопулярной школьницы – ок!
Большую часть действия ощущаю волнение, стеснительность и неловкость. Озираюсь по сторонам, вздрагиваю, когда взгляд перформеров проходит мимо, или, когда вызывают кого-то, расположившегося рядом со мной.
В чём причина: в моей личной закрытости или в отсутствии композиционных «предварительных ласок»? Наблюдая за парами, понимаю, что некоторым, как и мне, не хватает задора, чтобы с ходу ощупывать незнакомцев в темноте малой сцены «Факела».
Напряжённость усугубляют несмолкаемые щелчки камер – за нашими обнимашками наблюдают два объектива, которые напрочь ломают желаемое ощущение интимности.
Моя скованность немного спадает, когда перформеры, а затем и зрители, начинают по очереди в микрофон рассказывать о сокровенном: как полюбили себя, или, напротив, как переживают неприятие собственного тела. Такой банальный сюжетный поворот располагает к формированию доверительной обстановки. Начинаю думать, что тоже решусь кого-нибудь пощупать.
Однако этот ход и даже финал в виде все-таки случившейся дискотеки (на последнем круге, в прямом смысле слова, меня пригласили на танец!) сложно назвать выстроенным перформансом или продуманным исследованием.
На Рождественском фестивале в рамках Модуля «Золотого осла» «Синестетика» получила понятный совет Юхананова: ребята, вам нужен концепт! После участия в «Близости» могу сказать то же самое.
В предыдущей работе Андрея Короленко перформансе «Я здесь» – концепт, хоть и получился немного наивным, но он был! «Близость» – это трансляция довольно банальных смыслов, рождённых на волне боди-позитива, феминизма и других популярных течений, натянутый психоанализ, при отсутствии драматургии и содержательного развития. Для меня это своего рода акционизм, вызов, провокация, игра – но не исследование. Люди отзывчиво или настороженно принимали правила игры, потому что сами решили рискнуть и вместо традиционной комедии положений отправиться на интерактивный перформанс.
Принимать своё тело сложно, а щупать подкаченного молодого человека занятно – это я знала и до начала действия. Ощущения сродни тактильному общению во время танца – без инсайдов, самокопаний и личностных открытий.
Концепт в том, чтобы обезличить нас, отказаться от навязанных условностей? Тогда зачем акцентироваться на личных историях, зачем формат «выбирания», который априори предполагает превосходство одного над другим?! К тому же, слом границ можно продемонстрировать изящнее, чем сценой с целующимися девушками.
Ощущение, будто в обложку «интерактивного исследования» спрятали необычный (для не искушенного современным искусством зрителя), но предсказуемый интертеймент, который не даёт разрешения подвешенных вопросов.