Проект состоится с 1 по 3 ноября 2014 года в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры (КРЯКК). Основатель и идейный вдохновитель ДНК Олег Рыбкин отобрал молодых режиссеров для участия в проекте. Ими стали Сергей Чехов (Новосибирск) и Антон Безъязыков (Кемерово). Одну из пьес представит и сам арт-куратор красноярской резиденции. Темой читок в этом году заявлено преодоление запретов.
Режиссеры и артисты красноярских театров представят зрителям КРЯККа свою трактовку проблемы, описанную в разных исторических и культурных контекстах. После каждой читки зрители смогут обсудить увиденное на открытой дискуссии с участием экспертов: известного московского режиссера Константина Богомолова, драматурга, директора Театра.doc Елены Греминой, а в случае швейцарской пьесы – и в присутствии автора Андри Байелера.
Подробнее о ДНК-резиденции рассказывает ее модератор Оксана Ефременко:
«Для читок мы выбрали три пьесы, две из которых описывают сегодняшний день и существуют в одной социальной, эстетической, языковой среде, а третья – переносит нас в период становления идеологии советской литературы – 30-е годы ХХ века.
1 ноября режиссер Антон Безъязыков представит пьесу «Бей-беги» швейцарского драматурга Андри Байелера, написанную в 2001 году. Это история о подростках (молодежная тематика – специализация Байелера), которые вынуждены просиживать все матчи своей команды по футболу на скамейке запасных. Их атаки, командная игра и голы остаются лишь в мечтах, но именно подобные обстоятельства аутсайдерства и невостребованности заставляют 16-летних персонажей совершать сложный выбор, искать выход из затянувшейся ситуации ожидания и преодолевать инерцию повседневного существования. Пьеса фиксирует интересную особенность современной речи, когда вместо нормальных грамматических конструкций персонажи общаются редуцированными звукосочетаниями. Кажется, что их язык, наделенный убывающей смысловой нагрузкой, сопротивляется поискам персонального смысла и собственного я. Благодаря этому «Бей-беги» напоминает комедии скуки Самуэля Беккета – фарсовые и драматичные одновременно.
2 ноября на ДНК будет прочитана драма «Ложь» Александра Афиногенова из сборника «Забытые пьесы 1920-1930-х годов». У этого произведения интересная судьба: ее первыми читателями были Горький и Сталин. Последний лично вносил правки в текст. «Ложь» репетировали МХТ и МХТ 2-й, но, несмотря на всё это, она была запрещена, а автор через несколько лет после этого подвергся травле. Литературоведы и историки театра выдвигали множество версий, почему «Ложь» вошла в ранг забытых пьес: от идеологических – неправильная трактовка новых героев советской России, до сугубо личных – в истории взаимоотношений молодой коммунистки-правдоискательницы Нины и высокого начальника Рядового вождь пролетариата мог увидеть трагедию собственных отношений с Надеждой Аллилуевой. Помимо исторической фактуры 30-х годов, пьеса интересна и тем, как новая система персонажей вписывалась в традиционный театральный жанр мелодрамы, как в советской драматургии идеологический конфликт и постреволюционный новояз становились неотъемлемыми элементами сюжетов о частной жизни. Воплощение этого чрезвычайного любопытного текста в читку осуществит арт-куратор ДНК Олег Рыбкин.
3 ноября посвящено финской пьесе Сирку Пелтола «В сапоге у бабки играл фокстрот» 2002 года. Режиссер – Сергей Чехов. Главные герои – семейная пара Моника и Вейни пребывают в состоянии комфорта и фамильного счастья, которые доведены до абсурда. Каждый день в гостиной своего дома они беседуют о своих детях, совершенно не замечая, что их иллюзии не совпадают с реальностью. И даже, когда персонажи узнают правду – дочь замешана в наркоторговле, а сын уже много дней не посещает школу – в их поведении ничего не меняется. Однако надежда на преодоление ложных семейных отношений возникает именно благодаря детям. При всей сложности проблематики пьеса полна иронии, финского юмора и языковой игры».
Олег Рыбкин
Главный режиссер Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина.
Окончил ГИТИС (мастерская П. Фоменко).
Поставил более 50 спектаклей. Сотрудничал в качестве режиссера-постановщика с театром на Малой Бронной, Новым драматическим театром, Томским театром драмы, Театром Сатиры в Софии, Омским театром драмы, Театром Сатиры на Васильевском, Театром им. Ленсовета РАМТом, ТЮЗом им. А.А. Брянцева, Уфимским театром драмы Пермским театром драмы, Екатеринбургским ТЮЗом.
В 1997– 2002 годах – главный режиссер театра «Красный факел» в Новосибирске. Постановки: «Время и комната» Б. Штрауса, «Род» по Софоклу и Эсхилу, «Ревизор» Н. Гоголя, «Ивонна, принцесса Бургундская» по В. Гомбровичу, «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, «Мадлен и Моисей» П.О. Скотто, «Президентши» В. Шваба, «Три сестры» А. Чехова, «Жизнь победила смерть» по Д. Хармсу, «Приглашение на казнь» по В. Набокову, «Иллюзия» П. Корнеля, «Роберто Зукко» Б.-М. Кольтеса.
С 2006 года – главный режиссер Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина. Постановки: «Король Лир» У. Шекспира, «Таланты и поклонники» А. Островского, «Счастливого Рождества, дядюшка Скрудж!» по Ч. Диккенсу, «Полковник-птица» Х. Бойчева, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Там, вдали» К. Черчилл, «Трамвай “Желание”» Т. Уильямса, «Чайка» А. Чехова, «Темные аллеи» по И. Бунину, «Пули над Бродвеем» В. Алена, «Дом, где разбиваются сердца», Б. Шоу, «Места и воспоминания» М. Бэцуяку, «Бог резни» Я. Реза, «Старший сын» А. Вампилова, «Конек-горбунок» по П. Ершову.
С 2008 года – художественный руководитель фестиваля современной драматургии ДНК (Драма. Новый код) в Красноярске.
Спектакли Олега Рыбкина постоянно принимают участие в Национальном театральном фестивале-премии «Золотая маска», театральных фестивалях «Ново-Сибирский транзит», «Реальный театр», «Островский в доме Островского», «Радуга», «Волковский фестиваль».
Лауреат премии Правительства РФ «За вклад в развитие театрального искусства» имени Фёдора Волкова.
Антон Безъязыков
Режиссер-постановщик Кемеровского областного театра драмы. Окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (мастер курса – Г.М. Козлов). Как театральный режиссер работал во многих городах Урала и Сибири.
Поставил более 20 спектаклей, среди которых «Зима» Е. Гришковца, «Оркестр «Титаник» Х. Бойчева, «Смерть Ильи Ильича» М. Угарова, «Убийца» А. Молчанова, «Кеды» Л. Стрижак, «Птица Феникс» Я. Пулинович и др. Его спектакли принимали участие в таких фестивалях, как «Ново-Сибирский Транзит» в Новосибирске, «Белое пространство» в Ханты-Мансийске, «Реальный театр» в Нижнем Новгороде, «Ученики Мастера» в Санкт-Петербурге. Плодотворно работает в кино: ассистентом по актерам и вторым режиссером по площадке на картинах А. Германа-младшего «Garpastum», «Ким», «Бумажный солдат», вторым режиссером телесериала «Опера. Хроники убойного отдела», ассистентом по актерам на кинокартине И. Хржановского «Дау», ассистентом по актерам в кинокартине С. Карандашова «Странник».
Сергей Чехов
Выпускник Новосибирского государственного театрального института (мастер курса – С.Н. Афанасьев). Сотрудничает в качестве режиссера-постановщика с Новосибирским городским театром п/р С.Н. Афанасьева.
Поставил спектакли: «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Путешествие Алисы в Швейцарию» Л. Бэрфуса, «Diptico. Натюрморт с женщиной» по произведениям П. Пикассо, «Пустите в гости!» В. Жеребцова
Режиссер короткометражных фильмов: «Я плавать не умею», «BossaNova», «Остаться» и др.
Художественный руководитель проекта «Герой. 21», объединившего спектакли молодых новосибирских режиссеров о современном сознании.
Участник фестивалей и конкурсов «Camer.ON», «Культбюро».