Назад Наверх

Новый мюзикл для детей сыграли в театральном институте

Ксения Драгунская
«Огурцы и другие пирожные».
Учебный театр НГТИ.
Композитор — Олег Михайлов,
режиссер — Александр Лебедев,
художник — Наталья Калинина.

Многие дети нередко обнаруживают внезапное исчезновение из семьи их любимого папы. Был-был – и исчез куда-то. Надолго. Этому находится довольно правдоподобное объяснение – многие папы, как выясняется, очень беззащитные существа и легко могут теряться. Таких потерявшихся пап специальные службы забирают в приюты, где они, несчастные, и живут – до тех пор, пока их не разыщут родные и близкие.

Таким трудно опровергаемым посылом обусловливается новая история, поставленная в Новосибирском театральном институте в ноябре 2016 года и адресованная детям. И она вызывает их живейший отклик.

История имеет мюзикловый формат. Его слагаемые таковы: лихо закрученный сюжет, хорошая музыка, стильная сценография, темпераментные и голосистые молодые артисты – студенты института. Мюзикл прошлого учебного года –  «Кандид» («детям  до шестнадцати») – был первым, так сказать, эксклюзивным спектаклем, написанным специально для НГТИ двумя московскими авторами по просьбе  педагога института, режиссёра-постановщика Александра Лебедева. Опыт оказался весьма удачным.

Новый спектакль «Огурцы и другие пирожные» – того же свойства, то есть написан специально для премьеры в стенах института. Авторская и постановочная команда во многом та же: композитор Олег Михайлов, поэт Лев Яковлев, постановщик Александр Лебедев, художник Наталья Калинина; а вот инструментальная часть стала иной (за электронным пианино – концертмейстеры института Наталья Козева и Надежда Карпова).

Сюжет этой детской сказки представляется витиеватым и искусно «заплетённым» – с такими неожиданными сюжетными зигзагами, что интерес даже искушённого взрослого зрителя к действию не ослабевает до самого конца. Сын и дочь хотят подарить маме, не любящей кухонную рутину, куриный суп собственного изготовления, но из-за внезапно перекрытого крана (частая российская напасть!) приходится сварить его с помощью … аквариума – и вместе с рыбками! Мама, в свою очередь, хочет подарить своим детям нового папу, потому что прежний куда-то внезапно подевался. Кандидатов оказывается почти сразу двое. Первый вполне обыкновенен – это состоятельный лысый толстяк и зануда Акакий Мерседесович – он с упоением представляет публике превосходный свадебный подарок невесте – толстый мужской ремень – очень полезную вещь для семьи с двумя несовершеннолетними. Второй кандидат является как сказочный сон – это застенчиво-поэтичный Рыжий Король, любящий шуршать осенними листьями в парке и грустным голосом зовущий свою избранницу в мир забавных грёз. Выбор между ними оказывается предрешённым – разумеется, в пользу вознесённого над бытом романтика. Но наша мама периодически капризничает и чудит, и одна из причуд может закончиться для неё конфузным превращением. Ей, видите ли, непременно нужно поесть только что выпавшего снега. Но поскольку этой зимой его на всех не хватило, её сын Петька обращается к российскому правительству с письмом об обязательной присылке свежего снега в их двор. Просьба  незамедлительно удовлетворяется, но снег (по ошибке) оказывается заколдованным. И – о ужас! – мама превратилась. В огромный торт! А в сказочной  стране Рыжего Короля едят только винегрет, пьют воду из грибного дождя, и универсальным успокоительным являются солёные огурцы.

Ещё здесь действует Хулиган – это, как выясняется,  всего-навсего непокорный мальчишка, мечтающий вырваться на свободу от тисков полудюжины секций и частных уроков, по которым его с остервенением таскают родители. И когда причудливый сюжет, казалось бы, выруливает на финальную прямую, на которой успешно расколдованная Мама вот-вот выйдет замуж за отрешённого оранжевого романтика, и дети обретут не просто отца, а Отца-Короля, неожиданно появляется новый персонаж., о котором, кажется, все забыли. Это пропавший Папа. Оказывается, он пал жертвой корыстных парикмахеров, которые… В своей драматической балладе Папа подробно и очень убедительно поведает зрителям о беде, которая с ним приключилась. И ему все охотно верят.

Автор этой истории – известный современный драматург Ксения Драгунская, написавшая на данный момент более тридцати пьес, идущих и в российских, и в зарубежных театрах. Уж кому-кому как не ей, дочери известного детского писателя Виктора Драгунского, «быть в теме» – теме детства. Одной из пьес Драгунской и являются «Огурцы и другие пирожные» 1999 года – пьеса также была в своё время поставлена. История о том, как обрести потерявшегося Папу, насыщенная юмористическими и сказочными поворотами, трансформировалась – в руках композитора и поэта – в увлекательное музыкальное представление.

Этот замечательный детский мюзикл формата 6+ юные зрители смотрят с большим интересом. Режиссёр сделал всё для того, чтобы детям «самого младшего» школьного возраста в спектакле, идущем с антрактом полтора часа, не было утомительно. И эта задача выполнена!

На сцене учебного театра работают будущие актёры музыкальных театров, исполнители оперетт и мюзиклов. Их хорошие вокальные данные в сочетании с приличным (а в ряде случаев весьма приличным!) артистизмом создали несколько иной разворот этого мюзикла в сравнении с тем же «Кандидом». Здесь доминирует музыкальная составляющая, центр тяжести находится в вокальных номерах, которые радуют своей естественностью обращения с  мелодико-ритмическими формулами современной эстрады – при этом ощущение типа «я это уже где-то слышал» отнюдь не возникает. Музыка насыщена запоминающимися контактными мелодиями. Чего стоит одно героико-патетическое воззвание мальчика Пети «Уважаемое правительство!», мелодия которого сразу же остаётся в памяти, или финальный ансамбль «Какой нам нужен папа?», а также мечтательная выходная песня Рыжего Короля, песни Мамы, её детей, Хулигана, молодящейся Рыжей Королевы… – здесь нет проходных номеров, теряющихся среди более ярких. В партитуре контрастно чередуются элегические и танцевально-жизнерадостные краски. Электронное пианино в чутких руках концертмейстеров звучит и акустическим и мягко-электрифицированным роялем, и нежно-вибрирующей челестой,  и старинным клавесином.

Режиссёр наполняет музыкальную составляющую спектакля  неугомонным и не останавливающимся ни на секунду сценическим движением, что придаёт всем песням и ансамблям яркий театральный колорит. Уморительна вокально-пластическая дуэль  двух женихов, перебрасывающихся шпагой, ремнём и  подушками; горюющее, но такое забавное Лохматое Чудовище танцует пылкое танго, в котором томно жалуется на  потерю своего смыслообразующего парика, без которого оно перестаёт быть Лохматым;  кошачий квартет создаёт балетный контрапункт к выходной элегии Рыжего короля – продолжать можно и далее. Отмечу превосходную работу художника Натальи Калининой: созданные ею декорации и костюмы стали замечательным визуальным рядом спектакля – и сделать это в условиях весьма экономного финансирования, на которое только и может рассчитывать учебный театр в обстановке хронического секвестирования, это значит совершить полноценную героическую акцию.

Совместить видимое и слышимое в единый эмоционально-художественный образ помогает юным зрителям и вокально-артистическое мастерство студентов-исполнителей разных курсов: Артура Маркарова, Андрея Булгакова, Алексея Бывальцева, Кристины Дёминой, Алины Клименковой, Ирины Клювиткиной. Анастасии Ноши, Ярославы Огневой, Руслана Ситникова  и других.

Помимо слушания  музыкальных номеров, зрителям предстоит сделать то, что никак не удаётся героям спектакля – усыпить перевозбудившееся от своих переживаний Лохматое Чудовище. Оно способно заснуть только под истошный крик, и небольшой театральный зал в нужный момент взрывается от напора десятка восторженно вопящих детских голосов. И Лохматое Чудовище действительно засыпает! (Без этого сюжет никак не может двигаться дальше).

Это сказка о прекрасном мире детства, в который мечтают, но – увы! –  не могут окунуться многие взрослые. А у героини нашего мюзикла, как и у пришедших на спектакль взрослых, это явно получилось.

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *