Назад Наверх

Больше, чем браслет

Блог 22.02.2018 Яна Глембоцкая

А. И. Куприн «Гранатовый браслет».

Городской драматический театр п/р Сергея Афанасьева

Режиссер-постановщик Анна Зуева,

инсценировка Екатерина Гилева,

художник-постановщик Любовь Бойкова

 

 

В НГДТ п/р С. Н. Афанасьева состоялась премьера спектакля по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Режиссер Анна Зуева, автор инсценировки Екатерина Гилева и художник Любовь Бойкова создали сценическую версию повести с полным уважением к автору первоисточника и тому очевидному обстоятельству, что гранатовый браслет давно уже превратился в литературный миф: «гранатовый браслет» в России – больше, чем браслет.

В спектакле заняты преимущественно молодые актеры, в том числе и студенты Новосибирского театрального института Дмитрий Упольников и Савва Темнов. Работа художника-сценографа, как это всегда бывает на небольшой площадке НГДТ,  радует  умением создать атмосферу и обозначить место действия и эпоху совсем скромными средствами: качели, уличные фонари, дорожка сада, ведущая из глубины сцены прямо к зрителю. Костюмы, сшитые по всем правилам портновского дела из дорогих натуральных тканей, делают каждого актера на сцене бесконечно элегантным. Именно костюмы в данном случае придают благородства героям этой повести о любви, заставляют держать осанку не только во внешнем облике, но и в движениях души. Конечно, актеры играют тех аристократов, которых мы знаем лишь по произведениям русской классической литературы, другого не дано. Но, удивительное дело, молодые люди, все одинаково органичны и убедительны в поступках и манерах благородного русского сословия. Помните, как провиденциальный автор в романе «Война и мир» удивляется тому, как просто и естественно Наташа Ростова исполняет русскую пляску? Вот и здесь есть повод удивиться, откуда во вчерашних мальчиках и девочках этот шарм, посадка головы, умение носить костюм, целовать дамам руку? Заслуга, прежде всего, режиссера Анны Зуевой, но и театральной школы, которая способна разбудить в юноше и девушке воспоминания о дореволюционном дворянском укладе на уровне памяти тела, а не только умозрительных представлений о дамах и господах.

Янина Третьякова в роли княгини Веры Николаевны бесконечно красива и женственна, ей к лицу шляпки и высокие прически. При всей изысканности манер в ней есть та простота, которой была отмечена манера держаться у русской аристократии. Петр Шуликов в роли князя Василия Львовича Шеина обнаружил удивительную способность говорить тихо, но так значительно и таким мужским достоинством и скрытой силой, что все окружающие ловят каждое его слово. Савва Темнов, наоборот, поразил умением быть развязным, прямолинейным и обаятельно хамить под маской подчеркнутой вежливости. Анна Николаевна Фриессе в исполнении Олеси Казанцевой – это работа зрелой актрисы, а не вчерашней выпускницы. Дуэт княгини Веры Николаевны и ее сестры Анны в самом начале спектакля – эта акварельная, легкая, летящая сцена-пролог, задает тон всему спектаклю. Мы не можем налюбоваться двумя молодыми женщинами на прогулке, вдруг ненадолго забывшими, что они уже выросли и у них есть семьи, мужья и обязанности. Здесь есть и сестринская любовь, и ожидание счастья, которое не сбылось (у Анны – нелюбимый муж, у Веры нет детей), и счастливое предвосхищение праздника – именин Веры. Генерал Аносов, друг семьи Шеиных, сыгран Денисом Казанцевым с душевной теплотой, эмоционально и приподнято — так не хочется его отпускать со сцены, стремишься внутренне продлить минуты общения с этим хорошим, настоящим, надежным человеком. Казалось бы, он произносит какие-то банальные монологи, всем известные истины, но его любовь к этому дому, к крестнице, дают надежду, что в этом мире не все еще потеряно. Ольга Игонина замечательно сыграла соседку Желткова, в своих эпизодах успев пережить скрытую силу материнской любви и подлинной нежности. Тонко, без перебора сделан польский акцент, в котором прочитывается вся ее судьба: одинокая немолодая женщина, католичка, аскетичная и сдержанная, и  жилец Желтков, очевидно, ее последняя и единственная привязанность.

Есть в спектакле много смешного, за комический контрапункт отвечают роскошная женщина Людмила Львовна в исполнении Татьяны Скрябиной, шалопай и кутила Васючок (Дмитрий Упольников), а также  давно и навсегда обманутый муж Густав Иванович (Владимир Иноземцев). Интересно, что Татьяна Скрябина и Владимир Иноземцев, совсем еще молодые люди, органично, без  нажима играют героев, которые старше их намного, лет на десять, по крайней мере. Возраст возникает из той значительности и неспешности, которую позволяют себе оба артиста, совершенно не выглядя при этом новичками на сцене. Владение голосом, отчетливая речь и просто богатая тембральная окраска для обоих актеров становятся средством для создания образов взрослых людей, за плечами у которых большой жизненный опыт.

Алексей Казаков в роли Желткова добавил к своей коллекции блестящих актерских работ еще одну жемчужину.  В жизни Веры Николавны Желтков – эпизодическое лицо, досадная помеха, разрушитель ее душевного покоя. Большую часть спектакля мы видим Желткова в его крошечной каморке (скорее всего, это мансарда) с конторкой для письма и книгами, лежащими повсюду. Книжный мальчик, смешной человек некто Желтков интригует нас своим безмолвным присутствием. Также он интриговал и Веру Николаевну, когда месяцами молчал, и присылал ей письма только по большим праздникам. Но в тот момент, когда Желтков заговорит, он сразу станет главным героем в этой истории, настоящим рыцарем печального образа, последним пылким влюбленным.

Спектакль «Гранатовый браслет» о том, какой разной бывает любовь.  Любовь-супружество, любовь-ненависть, любовь-страсть, любовь-привязанность, любовь-воспоминание. Все эти разные сценарии для разыгрывания любовной драмы проходят перед нами за время спектакля в жизни всех персонажей, населяющих этот интригующий, манящий мир. Однако, самый драгоценный дар — любить — достался незначительной фигуре, мелкому почтовому чиновнику Желткову, именно он приносит всю свою жизнь на алтарь безответной, безнадежной, мучительной любви к женщине, которая недоступна для него не только из-за личных пристрастий, но из-за непреодолимости сословных границ. Полюбить, так недоступную красавицу, княгиню, подарить, так роскошный подарок — золотой браслет, с пятью крупными гранатами-кабошонами густо-красного цвета, окружающими зелёный камень — гранат редкого сорта. Вызывающий жест, действительно неприличный, но что для него приличия, для этого несчастного одинокого мальчика, лишнего человека, доведенного до последней черты отчаяния бедностью и страстью, уничтожающей его изнутри.

«Гранатовый браслет», несомненно, займет достойное место в репертуаре Новосибирского городского драматического театра, он дает зрителю надежду на встречу с новыми работами молодых режиссеров, учеников художественного руководителя и создателя театра Сергея Афанасьева.

В материале использованы фотографии Екатерины Кастериной из архива театра.

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *