Назад Наверх

Какая судьба ждет Новосибирский оперный театр?

Научпоп 24.09.2015 Источник: ksonline.ru

Общественная палата Новосибирской области настаивает на проведении публичных слушаний для прояснения ситуации с ремонтом здания НГАТОиБ и других вопросов, связанных с деятельностью Владимира Кехмана на посту директора Оперного театра. Однако пока новое руководство театра назначать слушания не торопится. В ситуации разбирался «КС».

16 сентября сопредседатель Общественной палаты Новосибирской области, гендиректор Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП) Юрий Бернадский направил директору НГАТОиБ открытое письмо с просьбой назначить дату публичных слушаний, посвященных прояснению ситуации с ремонтом здания НГАТОиБ, исключением из репертуара театра значимых спектаклей и других проблемных вопросов, беспокоящих новосибирскую общественность. В письме Юрий Бернадский просит Владимира Кехмана найти возможность провести слушания в здании театра в ближайшее время. По словам Бернадского, растущая общественная обеспокоенность по поводу имиджа и вообще судьбы НГАТОиБ «находит свое выражение в публичном информационном пространстве не только областного, но и федерального уровня, что негативно сказывается на репутации региона».

Реакция руководства театра на отправленное на днях письмо Общественной палаты стала известна23 сентября. В Twitter-эккаунте театра было размещено сообщение, в котором говорится, что руководство театра внимательно рассматривает предложения, содержащиеся в письме Общественной палаты. «Ответ Общественной палате будет дан в установленные законом сроки, в течение 30 дней», ─ говорится в сообщении, которое также было продублировано на сайте НГАТОиБ.

Напомним, что с момента назначения Владимира Кехмана директором НГАТОиБ новосибирская общественность и любители театра в других городах Сибири продолжают тревожиться о судьбе важнейшего культурного учреждения СФО. Первые же управленческие шаги, предпринятые Владимиром Кехманом на новой должности, были восприняты новосибирским культурным сообществом как неуважение к городу и самому театру. Так, театральный сезон был прерван раньше традиционных сроков из-за решения нового директора о проведении дорогостоящего ремонта здания НГАТОиБ, после чего по периметру театра были установлены строительные леса, в окружении которых здание простояло все лето и начало осени.

Перемены коснулись и репертуара театра – наряду с нашумевшим «Тангейзером» из театральной программы были исключены спектакли, уже принесшие НГАТОиБ мировую известность: «Щелкунчик», «Фауст», «Месса», «Кентервильское приведение», «Весна священная». Кроме этого в одном из первых официальных заявлений Владимир Кехман высказал намерение изменить название Оперного театра, что и было сделано: сегодня у НГАТОиБ запущен новый сайт, на котором значится другая аббревиатура учреждения – НОВАТ, расшифровка которой, впрочем, остается неочевидной, а пояснительная информация на сайте театра отсутствует. Примечательно, что новый сайт НГАТОиБ является практически полной калькой сайта Михайловского театра, который также возглавляет Владимир Кехман.

Долгое время ни артистам театра, ни общественности не сообщалась дата открытия нового театрального сезона, и лишь теперь, с наступлением сентября появилась информация о том, что ориентировочно он откроется в ноябре. Попытки корреспондента «КС» получить комментарии от артистов НГАТОиБ привели лишь к пониманию того, что коллектив театра по тем или иным причинам предпочитает воздерживаться от любых комментариев. «Нам ничего не говорят, по крайней мере, официально ничего не сообщают. Поэтому ничего не могу ответить ни по поводу начала сезона, ни, тем паче, по поводу репертуара, а уж ремонт и подавно — тема туманная. Всё, что знаем мы, может узнать любой желающий, посмотрев новый сайт театра», ─ сообщил изданию один из сотрудников НГАТОиБ на условиях анонимности. Многие представители общественности убеждены, что коллектив театра запуган, потому и опасается комментировать ситуацию даже при гарантии конфиденциальности.

Стоит отметить, что негативная реакция новосибирцев на смену директора НГАТОиБ последовала практически сразу после увольнения Бориса Мездрича – был организован целый ряд мер, чтобы донести мнение общественности до Министерства культуры РФ и представителей власти. Однако ни сам митинг в защиту свободы творчества, собравший в Новосибирске более 5 тысяч человек, ни резолюция митинга с требованием не допустить назначение Владимира Кехмана на пост директора НГАТОиБ, которую подписали более 15 тысяч граждан, ни последующая петиция на сайте change.org с требованием его увольнения, подписанная уже более чем 6 тысячами граждан, результатов не принесли.

Сейчас представители культурного сообщества и городской власти Новосибирска надеются, что хотя бы эта новая мера, принятая Общественной палатой, принесет результаты и слушания, которых добивается организация, все же состоятся.
В связи с неясной ситуацией, сложившейся вокруг НГАТОиБ, «КС» вновь обратился к представителям общественности и непосредственно депутатского корпуса с вопросом, как они оценивают деятельность нового руководителя НГАТОиБ, и какие выходы видят из данной череды сложностей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Панферов,
депутат Законодательного Собрания НСО:

─ К тому, что сегодня происходит с НГАТОиБ, лучше всего подходит слово «безобразие». Новый руководитель начал не с того. Я еще раньше говорил, что переименовывать театр, у которого уже есть историческое название, неприемлемо. Во-вторых, мне непонятно, как можно эффективно управлять сразу двумя театрами – на мой взгляд, при таком режиме работы ни в одном из театров не будет организовано действительно качественное управление. Наш театр заслуживает предметного управления, это статусное учреждение культуры, и относиться к управлению им нужно бережно. Что касается реконструкции, то, возможно, стоило бы организовать ее по-другому – чтобы не затягивать открытие сезона, чтобы артисты не сидели без работы, а зрители – не оставались без любимых спектаклей. Даже если новый директор хочет показать себя рачительным хозяином, такое вольное, пренебрежительное отношение к срокам открытия сезона и репертуару – это неуважение к артистам и зрителям. Такое впечатление, что г-н Кехман наглядно демонстрирует то, как не надо управлять культурным учреждением. Нормальный руководитель начал бы, прежде всего, с налаживания контактов с артистами и публикой, а не с произвола, который мы наблюдаем сегодня. Свою деятельность надо строить на взаимном уважении, на стремлении понять традиции и особенности места, куда ты приехал, и учреждения, которое тебе доверили.

Я недоумеваю, почему нужно было начинать руководство с конфликта с горожанами. Общественное мнение мне тоже известно – многие новосибирцы также недоумевают, они удивлены происходящим. Неужели в Новосибирске не нашлось профессионала, специалиста, который мог бы руководить таким статусным театром? Если г-н Кехман продолжит вести подобную политику, боюсь, это выльется в очередной публичный конфликт.

Я считаю, что на одной из ближайших сессий Законодательного Собрания надо поднять вопрос о профессионализме нового директора, о том, почему этот человек возглавляет сразу два театра. Что мы видим сейчас? Осень, труппа простаивает, часть признанных, заслуживших любовь зрителя спектаклей снята «на доработку», а сам театр в лесах. Так просто нельзя поступать. Депутатский корпус должен обратиться в Министерство культуры с вопросом – почему создалась такая ситуация.

Анатолий Кубанов,
лидер партии «Справедливая Россия» в Новосибирске:

─ Я убежден, что сложности, которые возникли у нашего оперного театра в отношении репертуара и хозяйственно-экономической части, обусловлены безграмотным управлением предыдущего директора Бориса Мездрича. Я горячо приветствовал назначение нового директора Владимира Кехмана – прекрасного организатора, талантливого, энергичного, современного профессионала. Считаю, что он задаст новые темпы развития и новый уровень работы театра. Те шероховатости, которые возникли в начале его управленческой работы, и которые наблюдаются сейчас, будут впоследствии сглажены, и наш театр получит еще большую славу, выйдет на лучший уровень. Он и до сих пор был нашей гордостью, а теперь ему тем более предстоит новый виток в развитии. Для широкого зрителя наш театр был, есть и остается «Оперным», а смена аббревиатуры – это вторичный момент, который, на мой взгляд, может волновать только узких специалистов, круг людей, глубоко погруженных в специфику его работы.

Наталья Пинус,
депутат Совета депутатов Новосибирска, исполнительный директор Общественного фонда «Академгородок»:

В апреле 2015 года в Новосибирске прошел митинг за свободу творчества, одним из требований которого было недопущение назначения Владимира Кехмана на должность директора НГАТОиБ. Как известно, участие в митинге приняли 5 000 человек, а резолюцию с требованиями подписали 15 000 человек. В августе текущего года мы еще раз обратили внимание общественности на тревожную ситуацию с Оперным театром – направили открытое письмо в адрес Президента и Правительства РФ, в котором выразили обеспокоенность всей ситуацией, которая сложилась вокруг НГАТОиБ. Основные проблемные моменты, на которые мы указывали в письме, это снятие с репертуара спектаклей, которые принесли театру мировую известность, отсутствие на тот момент репертуарного плана, отсутствие точной даты открытия сезона. Прошло время, но ситуация только ухудшилась.

Сегодня есть новые факты, вызывающие у общественности Новосибирска возмущение и беспокойство. Во-первых, это ремонт в театре, который ведется по фасадной части и внутри здания. Да, он идет в соответствии с проектной документацией, но выполняет его подрядчик, который был официально утвержден совсем недавно, в то время как сами ремонтные работы начались значительно раньше. Что касается ремонта внутри здания, то по этим работам не было проведено никакого конкурса, сегодня по ним нет ни сметной, ни проектной документации. Это совершенно недопустимая ситуация, поскольку НГАТОиБ является объектом культурного наследия и любые ремонтные работы внутри здания должны проводиться только после соблюдения ряда требований. На практике никакие требования не соблюдены, в адрес руководства театра были сделаны предписания Управлением государственной охраны объектов культурного наследия НСО, но реакции на эти предписания не последовало. На эту ситуацию сейчас обращает внимание властей и Общественная палата Новосибирской области.

Буквально на днях сопредседатель палаты, Юрий Иванович Бернадский направил в адрес Владимира Кехмана письмо, в котором он обращается к директору с просьбой организовать общественные слушания по вопросам текущего ремонта и другим проблемам, беспокоящим общество. Теперь мы будем с нетерпением ждать, когда слушания будут назначены.

От себя хотелось бы попросить новосибирскую общественность принять максимально активное участие в этих слушаниях, поскольку НГАТОиБ – это гордость нашего города, региона и страны. Его репутация не должна пострадать.

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *