Назад Наверх

Кандид, или Оптимизм

Весной 2016 года в Новосибирском театральном институте произошло необычное событие. Институту подарили мюзикл – самый настоящий и совершенно новый. Ключевой фигурой затеянного театрального проекта стал преподающий в институте режиссёр Александр Лебедев. В Новосибирском театре музыкальной комедии в настоящее время идёт немало поставленных им спектаклей. Загоревшись идеей сделать мюзикл одной из выпускных работ студентов-актёров, Лебедев заразил ею двух московских авторов – композитора Олега Михайлова и либреттиста Льва Яковлева, и они воплотили замысел, не взяв с института денег за эксклюзивное сочинение. Да, чудеса на бескрайних просторах России ещё встречаются!     А далее предстояло реализовать авторский текст мюзикла в виде полноценного спектакля. И что же? Постановка Лебедева оказалась интересным событием в жизни института.

В основе нового российского мюзикла – философская повесть великого французского писателя и мыслителя Вольтера «Кандид», написанная им более двухсот пятидесяти лет назад. Многим известно, что эта популярная в своё время книга, в которой глубина спрятана под покровом шаловливо-приключенческой атмосферы повествования и которую Вольтер считал безделушкой и не придавал ей особого значения, в середине ХХ века уже привлекла внимание «мюзиклового сообщества». Я имею в виду творение Леонарда Бернстайна, которое за полстолетия прошло по разным сценическим площадкам мира, не миновав и наш город (бернстайновский «Кандид» шёл в театре «Красный факел»).

160318-083

Философская история о молодом восторженном идеалисте Кандиде, неисправимом старом оптимисте-философе Панглосе и многих других персонажах исследует суть человеческой природы, к которой невозможно подойти только с одной меркой и рассматривать только под одним углом зрения. В человеке, как и в творимой им жизни, столь же много прекрасного, доброго, сколь много и ужасного, низкого, порочного – и только понимая это без иллюзий и принимая ТАКОГО несовершенного человека со всеми его достоинствами и недостатками, можно успешно выстроить стратегию своей жизни. Вольтер не побоялся исследовать пороки, провоцируемые неудержимым Эросом в виде венерических заболеваний, проституции и сексуальных утех сильных мира сего, что делает эту сказочку отнюдь не детским зрелищем. Что ж, назидательная и воспитывающая молодые умы история французского просветителя XVIII столетия звучит актуально и сегодня – во время низвержения идеализма в пользу прагматики и даже цинизма. Писатель призывал: «люди, выращивайте свой сад», то есть работайте, трудитесь, и тогда ни пороки, ни нужда, ни скука не испортят вашего существования.

В искусстве самые мудрые и верные мысли могут, к сожалению, не выстрелить, не прозвучать в полную силу, если они не поданы в убедительной художественной форме. Думается, что в спектакле НГТИ «Кандид» такая форма – остроумная, динамичная, пёстрая, как лоскутное одеяло и одновременно цельная благодаря объединяющей всё идее – найдена.

Музыка, написанная Олегом Михайловым, показалась и талантливой и яркой. То там, то сям мелькают нетривиальные гармонии; мелодика, опирающаяся на стилистику мюзикловой песенности, также вызвала эмоциональный отклик. Подчёркивая атмосферу своеобразной мешанины из стран и материков, в которых волею автора побывал главный герой, композитор предлагает такой же жанрово-стилевой коктейль. В нём причудливо смешаны джазовые ритмы, парагвайский регги, классицистские стилизации, сатанинско-манихейский рэп, парижский вальс, мюзикловые баллады – то трогательно-лирические, то стёбно-саркастичные. Фортепианную транскрипцию оркестрового саунда с виртуозным блеском интонирует великолепный пианист Дмитрий Карпов.

160318-052

Вся насмешливая история была донесена до слушателей благодаря остроумному тексту Льва Яковлева, режиссуре Александра Лебедева, умело акцентирующей узловые моменты действия и цепко держащей внимание зрителя, и, конечно, актёрским работам студентов-выпускников театрального института (художественный руководитель курса Павел Южаков). Почти все ребята этого небольшого курса из 12 человек исполняли несколько ролей, оперативно меняя бесчисленное количество костюмов. Кого здесь только нет – прекрасная, но в финале превращающаяся в уродину, возлюбленная главного героя, её кратковременные поклонники – богатый еврей, архиепископ, сластолюбивый губернатор, её тщеславный брат, её заносчивый отец-барон, легкомысленная служанка-потаскушка, старая сводня, услужливый индеец, манихей-пессимист, жители благословенно-фантастического Эльдорадо, золотые бараны (они тоже актёрски показаны!) – и т.д. и т.п… И только один студент сконцентрирован на единственной роли, практически не сходя со сцены в течение двух с половиной часов — Сергей Гуревич в роли Кандида. Ему удалось создать образ и наивно-простодушный, и трогательный, и энергичный, и неунывающий, и сомневающийся, и горюющий, и сумевший в итоге не без труда осознать глубокий жизнеутверждающий смысл всего происходящего.

Главной трудностью затеянного предприятия было сочетание актёрской игры с выразительным пением. Мюзикл – жанр, предназначенный и для профессиональных певцов, и для поющих актёров, которые умеют артистически прожить вокальный рисунок персонажа. И здесь наши студенты в целом были на высоте, хотя справедливости ради нужно отметить, что на этом драматическом, а не музыкальном курсе есть и такие актёры, кому медведь перед тем, как на ухо наступить, ещё и громко порычал в это самое ухо. Они (а их немного) компенсируют отсутствие вокальной природы и музыкального слуха иными способами и также добиваются – с помощью героически работавших с ними педагогов – необходимого актёрского воздействия. Остальные же сумели своими небольшими голосами передать индивидуальную интонацию каждого из героев. И если вокальная сторона студенческого «Кандида» – не самое сильное его свойство, то заразительность, темперамент, исполнительский драйв молодых актёров сделали своё дело.

 

 

Войти с помощью: 

Один комментарий на «“Кандид, или Оптимизм”»

  1. Сейчас, я смотрю, и такие необычные жанры не просто появляются, но и пользуются популярностью у зрителей. Хотя и более привычные постановки тоже, наверно, не останутся без внимания, особенно в http://www.mayakovsky.ru/, куда многие ходят и будут продолжать ходить!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *