Назад Наверх

Порция раздражения в «Красном факеле»

Блог 07.10.2019 Наташа Бортник

Помните ощущение нарастающей бури внутри, когда навязчивый клиент или коллега одолевает глупыми просьбами, или когда после пятого вопроса «ну чего ты не в настроении» действительно выходишь из себя? Комок в груди, щёки наливаются краской, голос срывается на нечленораздельные междометия – всех, кому знакомы неприятные симптомы, приглашают на психологический тренинг в «Красный факел». Так позиционирует себя первая премьера юбилейного сезона, спектакль Артёма Находкина «Раздражение».

Малая сцена погружена в темноту. Из источников света – экран с ядовито-фиолетовой заставкой и красная неоновая подсветка по периметру. Пока зрители настороженно оглядываются, металлический голос Павла Полякова объясняет правила игры: он – аудио-коуч, мы – заложники пародийного психотерапевтического сеанса. На экране появляются четыре карточки: выбери одну из них, чтобы узнать насколько ты шизофреник. Голос успокаивает: демонстрации (так в спектакле называют сцены), которые мы увидим в следующие два часа реабилитируют даже самых запущенных. 

Пока на «Любимовке-2019» исследуют природу стресса, в «Факеле» выпускают комедию, построенную на стигме ментальных расстройств. По законам жанра типичный представитель офисного планктона в исполнении Андрея Яковлева через минуту беседы с психотерапевтом оказывается неудержимым истериком. Слушая его монологи о предательствах женщин, сексуальной неудовлетворённости, проблемах с родителями, невольно натыкаешься на ассоциацию со “Stand Up”-ом на ТНТ. Врач (Елена Жданова) – мнительная, эмоциональная женщина, которая накручивает гонорары и на ходу сочиняет симптоматику. Штампованные образы дополняют типичные декорации американского кабинета: два кресла, зелёные стены, книжный шкаф – именно на нём хранится будущее орудие, увесистый томик, которым врач будет наказывать пациента. 

Перепалка между героями превращает доктора в больного, а больного – в непобедимого раздражителя (правда, немного пострадавшего от удара по голове). Но в «Факеле» знают, как бороться с тревогой: после оглушительных ругательств зрителей спасают действенным, сотни раз проверенным на просторах соцсетей способом – на экране транслируют видео-подборку с умилительными котятами. Этот «приём» вместе с перлами коуча-Полякова и журнальными тестами о психологическом здоровье будут использовать на протяжении всего спектакля.

Демонстрации продолжаются. Пострадавшую женщину-психотерапевта заменяет её более категоричный и саркастичный муж (Олег Майборода). Баттл в плоскости сексистских шуток приводит к нервному срыву обоих участников и толкает отчаявшихся врачей на решающую атаку. Если зрителей лечат котятами, то юмориста-истерика – ударами тока. Вымотанные супруги активируют механизм: пара секунд судорог на электрическом стуле и от чудовищного психа ни следа. Финал, так и не достигнув эмоционального пика, скатывается в немотивированный хэппи-энд. Горе-пациент как ни в чём не бывало извиняется и уходит, супруги обнимаются, мы любуемся котятами и гадаем: намеренный «deus ex machina» или недоработанный финал?

В «Раздражении» Артём Находкин соединил две одноактные комедии – Сэма Бобрика, Дарио Фо и Франки Раме. Содержательно независимые истории связывает идея – выявить и устранить раздражителей. Кроме истории про замученных психотерапевтов зрителей ждёт занимательная моно-зарисовка о нелёгкой женской судьбе. Муж-тиран, сосед, подглядывающий через окно, родственник-извращенец, который при первой возможности хватает за причинные места – разрываясь между ними и своей угнетающей недолюбленностью, главная героиня укачивает грудного малыша и болтает по телефону с новой и, кажется, единственной подружкой. Даже до просмотра спектакля не сложно угадать соответствующие шутки про спасительного любовника, про давление мужчины из серии «бьёт значит любит». Однако даже в этих банальных поворотах зрители смогут насладиться гармоничным существованием актрисы Екатерины Жировой, которая одна своей энергетикой заполняет всё сценическое пространство. 

От театральных режиссёров нередко можно услышать, что комедию ставить сложнее, чем драматический материал: помимо категории смешного важно обогатить спектакль целым спектром эмоций, вызвать эмпатию, сопереживание зрителя. В “Раздражении” интеллектуальный юмор, богатый отсылками и намёками, проиграл словесному пинг-понгу и шуткам про удовлетворение сексуальных потребностей баклажаном.

Объясняя выбор материала, Александр Кулябин сказал: «Мне показалось, что Артём обладает хорошим чувством юмора, он доказал это в других своих постановках. Здесь, как правило, идёт не от темы, а от режиссёра, с которым мы хотели бы работать». В хорошем чувстве юмора Находкина-актёра зрители могли убедиться на легендарном шоу-капустнике «Ха!Мы!» или благодаря спектаклю «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» в «краснофакельском» Кафе. Последние режиссёрские работы – вербатим «Единственный способ выжить – стать маркетологом» и спектакль «Высоко» – открыли для нас Артёма в секторе детских и подростковых произведений. 

Однако даже известность Находкина в новосибирских театральных кругах, даже высокая динамика спектакля и удачный актёрский состав не могут превратить рядовую комедию в лицо юбилейного сезона.

Фото Виктора Дмитриева

Вспомнив метафоричного «Сильвестра» Андрея Прикотенко или ностальгического «Довлатова» Дмитрия Егорова, или другую объёмную, знаковую комедию, хотя бы немного насмотренный зритель может почувствовать себя обманутым – уже вторая подряд, тщательно рекламируемая премьера «Красного факела», оказывается коммерческим развлекательным материалом. 

Премьера Артёма Находкина вряд ли сможет соперничать с такими легендами, как «Только для женщин» или «Агенты праздников», но, однозначно, сделает кассу и завоюет добрую часть зрителей, ориентированных на театральный entertainment. Билеты на «краснофакельский» психотерапевтический сеанс раскуплены до конца ноября.

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *