В лекторий-баре «Поток» прошла читка документальной пьесы Кирилла Логинова «Старшие по дому». В её основе – интервью с председателями советов домов и ТСЖ. В читке участвовали новосибирские артисты — Ирина Ефимова (НГДТ), Ирина Камынина («Глобус»), Наталья Немцева («Старый дом»), Дарья Тропезникова («Первый театр») и Денис Казанцев («Красный факел»). Режиссёр – Константин Колесник. Мероприятие организовано при поддержке компании «Электронный город». Умные домофоны, которые устанавливает этот интернет-провайдер, стали частью театрального действия.
Документальный театр зарождался и развивался в обществе, которое утрачивало доверие к СМИ, и/или нуждалось в площадке для дискуссии, для обсуждения замалчиваемых, социально значимых проблем и вопросов. В пьесе Кирилла Логинова такой темой стал «нелёгкий труд» старших по дому. По словам автора, идея создания пьесы состояла в том, чтобы рассказать истории людей, о работе и жизни которых большинство из нас имеют очень смутное представление. Читка в ПОТОКе помимо послевкусия собрания в ЖЭУ оставило во мне ряд риторических вопросов.
Если автор предлагает рассматривать материал в качестве социального исследования, тогда что считать его предметом? Формально, должность председателя ТСЖ никогда не была закрытой: компетенции понятны, позиции часто озвучиваются, в том числе в материалах СМИ, выйти на контакт, узнать о его настроении или планах тоже нетрудно. Поэтому не получается рассматривать проделанную работу, как внедрение художника в изолированную социальную группу.
Автор хотел раскрыть личности героев? В этом случае человека заслонило нагромождение штампов и банальных историй: о том, как выбивают деньги с должников, собирают средства на ремонт, облагораживают двор и тд. Несмотря на поставленную цель, человека нам представили, не как личность, а как функцию. Единственные персонифицированные истории (о профессии мечты в юношестве), прозвучавшие в середине второго часа, потерялись в информационной толще и не сработали на формирование образа.
Всё-таки не каждое полотно смонтированных интервью становится документальной пьесой. Текст «Старших по дому», скорее, напоминает формальный монтаж кадров – нет развития общей идеи, драматургии.
Единственными яркими кадрами, разбавляющими тягучий темп, были видеофрагменты, записанные с помощью умных домофонов «Электронного города», – новосибирские актёры (Дарья Емельянова, Сергей Гуревич, Тимофей Мамлин, Сергей Дроздов) зачитывали отзывы с «Флампа», комментарии с «НГС» и других сайтов о работе ЖКХ. Такие включения были порцией понятной жизненной энергии. Стоило актёрам читки вернуться к текстам, как вспышки тут же тонули в проговорённых сотни раз, банальных истинах.
Актуальность – центральная категория для документальной текста. Тогда являются ли проблемы ЖКХ и труд старших по дому актуальными вопросами? Я интересуюсь тарифами за коммуналку, созваниваюсь с ЖЭУ, когда нуждаюсь в помощи сантехника или натыкаюсь на оторванный почтовый ящик, злюсь на нечищеные, занесённые снегом дороги во дворе. При этом никак не могу назвать пункты бытового комфорта предметом ежедневной рефлексии, которая к тому же заслуживает внимания в театральном пространстве. Современное общество функционирует в высоком жизненном ритме и повинуется кипучему информационному потоку, происходит автоматизация всевозможных процессов, глобализация и открытость коммуникации вскрывают больные социальные темы, которое раньше замалчивали – а мы в ПОТОКе слушаем про тарифы ЖКХ, клумбы во дворе и кап.ремонт. Непонятно.
Ещё один вопрос, возникший после читки: а необходим ли формат пьесы для подачи подобного материала? Кажется, что его воспроизведение на сцене не даёт ничего, кроме улыбок прототипов героев, реальных старших по дому, присутствующих в ПОТОКе. Такие истории вполне можно представить в формате проблемно-аналитической статьи или тематического телевизионного сюжета. В этом случае сразу отпадает вопрос о не выстроенной драматургии.
«Как хорошо, что нашёлся бренд [электронный город], который подсветил труд этих людей, предоставил возможность сказать им «спасибо»», – резюмировала общий настрой вдохновлённого зала одна из зрительниц на обсуждении. На деле же, пьеса не раскрывает личности, а транслирует штампы. Поэтому получается не благодарность живым людям, а очередное безликое благодарственное письмо или поощрительная табличка “дом образцового содержания”.