Назад Наверх

«Тангейзер» в пространстве русской цензуры

Блог 25.02.2015

24 февраля 2015 года прокуратура Новосибирска возбудила дело об административном правонарушении в отношении директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и режиссера-постановщика оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина по ч.2 ст.5.26 КоАП РФ (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение).
Проверка проводилась по заявлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, усмотревшего в постановке нарушение прав верующих и использование не по назначению церковной символики. Дело направлено на рассмотрение мировому судье соответствующего судебного участка Центрального района г. Новосибирска.
Директору театра грозит штраф до 200 тысяч рублей. Режиссеру – до 50 тысяч рублей или до 120 часов обязательных работ. Кроме того, следственный комитет начал доследственную проверку по статье 148 УК РФ ( «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»).

Тангейзер2

Сцена из спектакля «Тангейзер», НГАТОиБ. Режиссер Тимофей Кулябин

 

Редакция ОКОЛО предлагает вспомнить самые яркие, парадоксальные и абсурдные эпизоды из истории русской цензуры, вдохновленной религиозными мотивами.

Художественная литература:

 

Автор: А. Пушкин
Произведение: «Сказка о попе и его работнике Балде»
Год издания: 1840
Цензурировано название: до 1906 г. называлась «Сказка о купце Кузьме Остолопе и его работнике Балде»

Автор: А. Пушкин
Произведение: «Евгений Онегин»
Год издания: 1825
Купирована 35 строфа 2 главы.

…Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.

Автор: П. Ершов
Произведение: «Конек-Горбунок»
Год издания: 1834
Сказку пытались запретить несколько раз. Из первого издания 1834 года по требованию цензуры было исключено всё, что могло быть интерпретировано как сатира в адрес царя или церкви. В 1843 году сказка была запрещена к переизданию полностью и в следующий раз была опубликована только 13 лет спустя.

Автор: М. Лермонтов
Произведение: «Демон»
Год издания: 1842 (отрывки). Поэма категорически не была принята церковью. Полностью издана лишь в 1856 году тиражом 28 экземпляров для членов царской семьи.

Автор: Н. Некрасов
Произведение: «Кому на Руси жить хорошо»
Год издания: 1865
После публикации первой главы под названием «Поп» начались цензурные преследования последующих текстов автора.

Автор: Ф. Достоевский
Произведение: «Братья Карамазовы»
Год издания: 1880
Святейший Синод настаивал на исключении «Легенды о Великом инквизиторе».

Автор: Л. Толстой
Произведение: «Воскресение»
Год издания: 1899
Из-за синодальной цензуры роман печатался с большим количеством изменений. Так, целиком были выпущены целые главы или их фрагменты, описывающие богослужения в тюремной церкви, отношение героев к религии. В целом, «духовенство было изображено механически и наскоро исполняющим обряды, а холодного и циничного Топорова некоторые приняли за карикатуру на К. П. Победоносцева, обер-прокурора Святейшего Синода». В феврале 1901 года Синод окончательно склонился к мысли о публичном осуждении Толстого и отлучении его от церкви. Активную роль в этом сыграл митрополит Антоний.

Автор: В. Маяковский
Произведение: «Облако в штанах»
Год издания: 1915
Первоначальное название поэмы «Тринадцатый апостол». Под давлением цензуры Маяковский был вынужден снять его и заменить новым – «Облако в штанах».

Цензура

 

Театр:

 

Пьеса: «Борис Годунов», А. Пушкин
Написана в 1824-1825 гг. Издана в 1831 году, но запрещена для сцены. Впервые трагедия Пушкина была поставлена лишь в 1870 году на сцене Александрийского театра при условии, что «личности патриарха, игумена и монахов вообще, а равно монастырские обрядности, равно как все атрибуты церковного монашеского чина, были исключены из текста пьесы».

«Бориса Годунова» Мусоргского разрешили в 1872 г. с условием, что из оперы будут исключены духовные лица, как это было сделано ранее при постановке пушкинского «Бориса» на драматической сцене. В том же году была разрешена опера Чайковского «Кузнец Вакула», но опять-таки с условием, что из нее будет исключен дьяк, представленный в смешном виде.

Пьеса: «Бедная невеста», А. Островский
Малый театр
Год постановки: 1853
Множество правок было сделано цензурой в пьесах А. Н. Островского. В «Бедной невесте» цензор вымарал слова: «Кто богу не грешен, царю не виноват». В других пьесах были вычеркнуты слова: «всенощная», «боже, благослови», «свеча, горящая сверху» и др.

Пьеса: «Дело», А. Сухово-Кобылин
Малый театр
Год постановки: 1882
Пьеса «Дело» была поставлена в сокращенном варианте в Малом театре спустя тринадцать лет после публикации.

Пьеса: «Власть тьмы», Л. Толстой
Александринский театр
Год постановки: 1887
Прочитав пьесу, обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев писал Александру III: «Я только что прочел новую драму Л. Толстого и не могу прийти в себя от ужаса. А меня уверяют, будто бы готовятся давать её на императорских театрах и уже разучивают роли… Какое отсутствие, больше того, отрицание идеала, какое унижение нравственного чувства, какое оскорбление вкуса… День, в который драма Толстого будет представлена на императорских театрах, будет днем решительного падения нашей сцены». И подготовленный спектакль был запрещен.

Пьеса: «На дне», М. Горький
Московский художественный театр
Год постановки: 1902
Вначале пьеса «На дне» была запрещена цензурой, и лишь после долгих хлопот ее разрешили, да и то потому только, что цензура была убеждена в провале спектакля. Цензор в заключение своего рапорта писал: «Новая пьеса Горького может быть разрешена к представлению с весьма значительными исключениями и некоторыми изменениями… Значительных исключений требуют беседы странника, в которых имеются неудобные рассуждения о боге, будущей жизни, лжи и прочее». В частности, была запрещена ныне хрестоматийная реплика странника Луки на тему существования Бога: «Коли веришь – есть; не веришь – нет… Во что веришь, то и есть».

Пьеса: «Каин», Дж.Байрон
Московский Художественный театр
Год постановки: 1907
Немирович-Данченко: «Общая цензура и даже театральная пьесу разрешили, но предупреждали, что в данном случае совершенно необходимо разрешение духовной цензуры. Дело дошло до высшего духовного учреждения – святейшего синода. Там постановку запретили. Нельзя не удивляться тому, с какой самоуверенностью действовала духовная цензура, компетенция которой ограничивалась по закону одной лишь духовной литературой. Нельзя не удивляться и тому, как покорно и безропотно уступала ей свои прерогативы светская цензура».

Пьеса: «Саломея», О.Уайльд
Театр Комиссаржевской
Год постановки: 1908
За несколько часов до премьеры пьеса была неожиданно запрещена по распоряжению петербургского градоначальника. Причина запрета: нельзя было выводить на сцену библейских персонажей. Газета «Колокол»: «Покоренный ад в XX веке христианской эры восстает снова. Он настойчиво борется с христианством, и тьма языческая застилает мир, стараясь затмить знамение креста. Русские потерянные христиане в союзе с масонами поспешили подхватить позорную новинку «Саломею». Новые сложности пьеса О.Уайльда пережила в 1917 году после постановок Малого и Камерного театров.

Пьеса: «Анатэма», Л. Андреев
Театр: Московский художественный театр
Год постановки: 1909
Пьеса Л. Андреева была снята с репертуара МХТ по требованию духовной цензуры после тридцати семи спектаклей.

В 1912 и в 1913 годах церковники настойчиво добивались запрещения оперы Гречанинова «Сестра Беатриче» и оперы Вагнера «Парсифаль». Они всячески препятствовали появлению последней на сцене особенно потому, что им почудилось в музыке знаменитого композитора нечто, напоминавшее католическую мессу.

 


 

 

mhat

В ходе составления российского индекса запрещенных художественных произведений мы наткнулись на один театральный анекдот, описывающий встречу Станиславского и Немировича-Данченко с митрополитом Владимиром. Эпизод изложен в книге М.И. Чудновцева «Церковь и театр. Конец XIX – начало ХХ в.» Читаем.

«Часто по настоянию церкви снимались с репертуара даже пьесы, в свое время разрешенные цензурой и даже нe один год шедшие на сцене. Наглядным примером является судьба драмы Г. Гауптмана «Ганнеле», которая планировалась к постановке в Московском художественном театре в 1898 году. <…> Текст, разрешенный драматической цензурой, как это часто бывало, сильно отличался от текста, разрешенного для печати. Накануне последней, генеральной репетиции «Ганнеле» обер-полицмейстер Трепов приказал снять пьесу с репертуара. Оказалось, что московский митрополит Владимир, познакомившись с печатным экземпляром пьесы, в котором не было сокращений, потребовал запрещения ее. Попытка Станиславского и Немировича-Данченко разъяснить митрополиту недоразумение не увенчалась успехом. Митрополит никак не мог понять и поверить, что для театра существовала особая цензура.
Вот как описал впоследствии во многих отношениях примечательную встречу и беседу с митрополитом Немирович-Данченко: «Приезжаем в митрополичий дом: чистый пол, стены, дорожки, мелькающие монашеские фигуры, запах ладана и кипариса, на всем печать суровой скромности. Вышел к нам высокий, сухой, внушающий очень большое почтение аскет, в руках у него книжечка – «Ганнеле», издание первого перевода. Мы сразу догадались, в чем дело. Он мягко, но строго говорил о невозможности выпускать на сцену Христа, произносить со сцены такие-то фразы,– цитировал бывший у него в руках экземпляр. Несколько раз мы пытались его перебить, как это ни неловко, объяснить ему недоразумение, которое в данном случае происходит, т. е. что мы играем пьесу не по этому экземпляру, который ему доставил, как потом оказалось, доносчик из одной газеты, а по другому, разрешенному драматической цензурой: вот он у нас в руках. Но митрополит не давал себя перебивать и даже начинал гневаться. Наконец, нам удалось объяснить ему, в чем недоразумение. К величайшему нашему изумлению он не только не понял того, что мы ему объяснили, но даже начал еще больше сердиться.

– Как же вы говорите, что пьеса в этом издании запрещенная, когда тут написано – цензурой разрешается?

Я отвечаю: – Ваше высокопреосвященство, есть две цензуры – одна для печати, другая для театра; для печати разрешается пьеса в этом издании, для театра – по-другому.

Он меня перебивает: «Да что же вы мне говорите, когда здесь прямо напечатано: разрешается. Как же можно разрешать, когда…» И опять начинает повторять все те обвинения, которые уже выставил против «Ганнеле».

Чем больше мы пытались разъяснить ему простейшее недоразумение, тем больше он сердился. Становилось ясно, что он принимает нас за аферистов, людей из испорченной среды. Наконец, давая понять, что аудиенция окончена, встал.

Вышли мы со Станиславским потрясенные. Не столько уже неудачей, сколько мыслью: какова же пропасть между театром – учреждением, так сказать, гражданским и высшим представителем религии – пропасть глубочайшего непонимания. При всей осторожности в выражениях, когда мы остались одни, слово «тупость» не сходило с языка».

В книге Чудновцева приводится большое число примеров, когда от постановщиков по настоянию церкви требовали исключить из речи героев лексику, символы, образы, имеющие отношение к религии и вере, и даже крестные знамения, которые, с точки зрения «правды характера», должны бы совершать персонажи. В таких случаях режиссеры были вынуждены объясняться по поводу условности искусства, основ актерской игры и прочее. Все эти примеры, как и список запрещенных произведений, безусловно, говорит о том, что адекватного диалога между церковью, цензурой и театром в истории не существовало никогда и, видимо, в ближайшее время не будет. Скандал, развернувшийся вокруг новосибирского «Тангейзера», как и ряда других знаковых современных российских постановок, абсолютно воспроизводит антихудожественные требования и запреты церкви, с которыми вынуждены были дискутировать режиссеры и актеры прошлых веков.

 

 

Источники по теме:

Чудновцев М.И. Церковь и театр. Конец XIX – начало ХХ в.

Кушниров М. Краткая история театральной цензуры. От античности до начала XX века

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *