Назад Наверх

«Мы плывём!»: 30 лет театру «Ложа»

Блог 06.04.2021 Яна Глембоцкая

В Кузбасском политехническом университете состоялся фестиваль по случаю 30-летия театра «Ложа». Приехали актеры «Ложи» первого призыва, сыграли свои старые спектакли, устроили вечер капустников совместно с молодым составом театра, провели торжественное собрание в актовом зале университета с участием ректора, представителей исполнительной и законодательной власти.

Фото со страницы театра в фейсбуке

 

Все «старики» говорили об одном: какое счастье, что приехали, а ведь хотели отказаться. У всех дела, семьи, заботы, зачем лететь, куда, что нас там ждет? «По несчастью или счастью истина проста. / Никогда не возвращайся в прежние места». И далее по тексту – «не найти, того, что ищем ни тебе ни мне».  Оказалось, что всем это было нужно, и что нужно было именно это. На каком кураже прошли спектакли, описать невозможно. «Мы плывем», «Планета неведомых сил добра», «Угольный бассейн», ну и сборник коротких номеров с традиционным названием «Вольюм». Высокий класс партнерства, импровизаций, рождающихся здесь и сейчас шуток, актерской чуткости и полного взаимопонимания. После показов овация, крики восторга, все бросаются друг другу в объятия, и актеры и зрители. Говорили и не могли наговориться, всматривались в любимые лица, старались удержать в памяти голоса, говорили друг другу комплименты, вспоминали смешное и страшное. Одним словом, мушкетеры 30 лет спустя, только мушкетеров не трое, а одиннадцать, именно столько было в составе первой «Ложи», сделанной и построенной своими руками от первого кирпичика до последнего гвоздя.

Volume. Номер «Мужские слёзы». Фото со страницы театра Вконтакте

 

Когда-то Евгений Гришковец открыл театр в помещении старого корпуса столовой политеха по стечению нескольких обстоятельств. Он страстно хотел заниматься театром, не имея для этого так называемых актерских данных – невысокий, нескладный, картавый человек. Но было в нем нечто большее – умение угадывать талант в молодых людях, своих ровесниках, и способность заразить их своими идеями. А еще студент филологического факультета Евгений Гришковец умел и любил рассказывать истории. Он и сейчас остается поразительным рассказчиком, и в жизни, и на сцене. Это и было, пожалуй, исходное событие – Гришковец не мог жить без театра, а еще точнее, не мог жить, не делая спектакли. Где он мог их делать? Наверное, в студенческом театре-студии родного университета, в театре «Встреча», на спектакли которого он ходил гораздо чаще, чем в репертуарные театры города. Во «Встрече» была творческая свобода, театр был живым, молодым, заразительным, но он уже сложился как коллектив, и у него был свой стиль и репертуар. А Гришковцу нужен был свой театр.

 Спектакль «Закон природы». Фото со страницы театра Вконтакте

В этот момент на пути нашего героя появляется волшебный помощник, Игорь Иванович Мизгирев, который всегда живо интересуется помещениями, пригодными для творчества. Игорь подсказал Жене, что есть  удивительное пространство с варочным цехом (высота потолка невероятная), где можно сделать сцену и зрительный зал на 50-70 мест. К счастью, отец Евгения Гришковца Валерий Борисович Гришковец был известным в городе человеком, он поговорил с кем-то на высоком уровне, и бывшая столовая превратилась в помещение театра-студии. Женя со своей командой построил сцену, барную стойку и несколько столиков в фойе нового театра. Он хотел, чтобы в ожидании спектакля зрители пили благородные напитки из красивой посуды и вели тихие умные разговоры.

Усилиями нынешнего директора театра, актера и режиссера Сергея Наседкина пространство театра сохранилось в первозданном виде. Даже протекавший подвесной потолок армстронг все так же висит, напоминая своими фигурно изрезанными плитками о месте старых протечек. Следы коммунальных потопов превратились в артефакты. На месте все картинки и фотографии, выставочные витрины с запыленными предметами неясного назначения, от керосиновой лампы до старой аптечки в футляре из кожезаменителя (так раньше называли эко-кожу). Помещение театра «Ложа» – это машина времени. Ты входишь в это пространство перед зрительным залом и переносишься в начало 90-х.

Все, что происходило в театре тогда, теперь обрело новый смысл. В «Ложе» всегда были преимущественно актеры-мужчины. Больше одного женского персонажа на сцену Гришковец не выпускал. Да и этот персонаж был, скорее, частью изображенного на сцене мира. В «Мы плывем!» Пассажирка украшала собой палубу, кормила чаек и предавалась мечтам, а вокруг нее плескалась и бурлила напряженная жизнь небольшого парусного судна. И капитан, и доктор, и боцман, и юнга, и даже морской бриз делали все ради женщины и во имя нее. Эта тема потом отзовется в пьесе «Дредноуты» и станет главной в этом моноспектакле: рассказать Ей, что такое мужчина в минуту опасности, в бою, во время шторма, в дальнем походе.

Фото со страницы театра «Ложа» в фейсбуке

Театр «Ложа» заслуживает внимания театроведов-исследователей не только как театр-студия, создавший свой репертуар, но и как пример романтического предпринимательства. За пределами театра шла смена хозяйственного уклада, рушилась советская империя, набирала обороты спешная приватизация, шел захват активов и передел собственности, гремели взрывами бандитские войны. А в театре «Ложа» всегда играла негромкая музыка, очень хорошая и разная (Евгений Гришковец всегда был меломаном), и подавали пиво, вино и коньяк в красивой посуде. Жена творческого лидера Лена Гришковец собственноручно стирала, крахмалила и гладила льняные салфетки, покупала приборы, следила за чистотой. «Ложа» как будто действительно была в автономном плаванье в опасном море нового русского капитализма. Каким-то образом судьба пощадила театр. Несмотря на многочисленные попытки отнять помещение у театра, «Ложа» удержалась на плаву и продолжает идти свои курсом. Они плывут!

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *