Назад Наверх

«Общее место» Полины Кардымон: без страха интимности

Актуальная тема 10.02.2021 Оксана Ефременко

Мастерская Крикливого и Панькова
Спектакль-playbook художниц Полины Кардымон и Элины Куликовой.

Новый проект Полины Кардымон «Общее место»∗ — это сделанная от руки книга и набор медиафайлов, которые складываются в единый нарратив в течение одного часа и тридцати минут. Каждый человек, пришедший на спектакль, — единственный зритель и исполнитель playbook, осуществляющий акт чтения для самого себя. Для того, чтобы спектакль состоялся, нужна только книга, указанный отрезок времени и желание услышать голос другого человека. Последнее качество неэстетического свойства, но оно способно чрезвычайно расширить действие акции.

Скрепляющей идеей книги Полины Кардымон становится тема припоминания разных фактов биографии: от травматических свидетельств отношений с отцом до царапин на стенах собственной квартиры, от реальной карты географических путешествий до символической карты разбросанных по жилищу вещей. Следы памяти запечатлены на страницах с помощью цитат из прочитанной литературы, веселых картинок, старых фотографий и QR-кодов, отсылающих к запавшим видео и музыкальным файлам. И если внешне все это напоминает обычный девичий дневник, то на близком расстоянии слышны отголоски романа воспитания.

Историю своей 25-летней жизни Полина открывает описанием квартиры из детства, кадрами спального района Новосибирска с типичными панельками, а в них живут «счастливые дети и несчастливые взрослые». Потом возникают как будто случайно выхваченные события, темы, осколки субъективного опыты, и авторка естественным образом (потому что так устроен наш мозг) обнаруживает закономерности своего существования, выстраивает нарратив. Его смысл прозрачен и намеренно предсказуем: перед нами биография режиссерки, чей путь в искусство выложен кирпичиками фрустраций и влюбленностей, психотерапевтических практик и брутальных поступков, детских травм и их преодолений. Все это в процессе жизни обучает ее обращать в фактуру искусства весь спектр собственного существования. От привычного театра здесь сюжет и структура традиционной пьесы с актами, действиями и антрактом. Но идея в том, что драматическая событийность разворачивается не столько линейно, сколько экстенсивно: через провокацию зрительского восприятия.

Для нас создают возможность читать, смотреть, слушать и даже трогать чьи-то воспоминания, так что от сокращения дистанции между тобой и Другим каждый след (в терминологии Фрейда мнесический след) реактивируется и наполняется психической энергией здесь и сейчас. При этом оживает не только память персонажа книги, но, главное, воспринимающего ее. Кардымон выбирает и обозначает типические события в пространстве, взаимодействии людей и саморефлексии, свойственные памяти каждого, поэтому общее место действительно ощущается, как общность и схожесть. Нужно только не страшиться нарушения интимных границ памяти, позволить себе припомнить неказистую квартиру на окраине или страшную ссору родителей, или преувеличенное ощущение собственной избранности… А как только запускается этот процесс, чтение книги превращается в содействие, буквально в перформативный акт. И получается, что перед нами не просто очередное селфи поколения или мемуаристика, не наррация с бескорыстным стремлением зафиксировать случайные факты, а способ конструирования реальности, где есть место для осознанного и игрового переживания боли, страха, времени, любви, etc. участниками коммуникации. Этот опыт для кого-то может стать подобием терапии, но в широком смысле он представляет собой материализованную способность быть открытым и гибким. «Общее место» действительно располагает.

∗Проект «Общее место» включает еще одну книгу-спектакль режиссера Элины Куликовой. Автор статьи познакомился только с частью Полины Кардымон, другую часть мечтает увидеть. 

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *