Основан в Новосибирске в 1988 году.
Осмысление феномена режиссерского театра, родившегося и укреплявшего свои позиции на протяжении XX века, не теряет актуальности и в начале века XXI. Публикуем фрагменты статьи профессора Ю. В. Шатина, который предлагает взгляд на специфику современного режиссерского театра через призму отношений практики сценического искусства с драматургией и теорией драмы.
У тех, кто видел «Утиную охоту» в театре Афанасьева на выходе в конце весны, и тех, кто пересмотрел её в начале нового сезона, в памяти останутся два разных спектакля. Ну, почти разных. Валерия Лендова посмотрела оба.
В спектакле Театра под руководством Сергея Афанасьева в режиссуре Александра Баргмана эта минута есть, но она выпадает из общей картины и не рождает целостного впечатления. Зилов у Баргмана увлекает вставными танцевальными и поэтическими сценами, в которых недосочиненный объем героя заполняет органичный и талантливый Андрей Яковлев настолько, что кажется, лучше бы это был моноспектакль под названием «Зилов», где актер гипнотизировал бы нас своим отчаянным contemporary или тихим чтением стихов.
Любовь-супружество, любовь-ненависть, любовь-страсть, любовь-привязанность, любовь-воспоминание. Все эти разные сценарии для разыгрывания любовной драмы проходят перед нами за время спектакля в жизни всех персонажей, населяющих этот интригующий, манящий мир. — Яна Глембоцкая о премьере спектакля «Гранатовый браслет» в ГДТ под руководством Сергея Афанасьева.
«Режиссер выстраивает не размягченную «чеховскую» атмосферу, а загадочную сферу, свод, где действуют законы непредсказуемые, непонятные: путь к справедливости, усилия, направленные на благо, вдруг приводят к прямо противоположному результату (как говорится, с точностью до наоборот). Героям премьеры можно не сочувствовать, но невозможно их осуждать. Бессмысленно», — Валерия Лендова о премьере спектакля «Вишневый сад» в ГДТ под руководством Сергея Афанасьева.
«Что такого изрекает героиня Ирины Ефимовой, с чем не согласились бы сегодняшние мамаши в зале? Что бедность, может, и не порок, но большой позор, а мезальянс просто смешон; детей надо получше учить, чтобы подороже продать; всегда делать приличное лицо, а врать направо и налево при этом можно сколько угодно», — блог-этюд Валерии Лендовой о спектакле «Мораль пани Дульской» в постановке Сергея Афанасьева.
Ровно 180 лет тому назад, в апреле 1836 года, на сцене Александринского театра была сыграна премьера «Ревизора». Успех у публики был потрясающим, и это потрясение надломило Гоголя. По выражению Андрея Белого, «после «Ревизора» жизнь Гоголя остывает в моральный столбняк, окаменив своих героев в последней сцене комедии, стал окаменивать в годах и автор, напуганный собственным смехом». […]
«Спектакль этот шершавый и молодой, лишенный привычной лирики, «облитый горечью и злостью» — совсем в духе злого и ироничного времени. Но при окончательности приговора в нем есть какая-то бодрость — ни тоски, ни уныния… Неровный спектакль. Но лучше многих приглаженных и стильных. Потому что содержательно. Потому что, как говорил Блок, «питательно»», — Валерия Лендова специально для ОКОЛО о премьере Сергея Афанасьева «Ревизор» в Новосибирском Городском драматическом театре.
Новосибирский театральный журнал ОКОЛО провел очередное исследование городского театрального контекста. На этот раз объектом внимания стал сезон 2014-2015, а именно – премьеры новосибирских драматических театров, состоявшиеся в период с 1 сентября 2014 по 30 июня 2015 года. В анкету, которую мы раздали профессиональным критикам, театральным обозревателям и редакторам культурных разделов различных СМИ вошли 29 спектаклей.
«Фатеев, рискну добавить, идеально совпадает с самим театром как искусством, как категорией жизни. Он всю жизнь чувствует как театр — и это естественным образом отражается во всем, что он делает — хоть специально для сцены, хоть нет», — Сергей Самойленко специально для ОКОЛО о театральных работах художника Владимира Фатеева .
Валерия Лендова посмотрела и пересмотрела «Дядю Ваню» Сергея Чехова в Новосибирском городском драматическом театре и рассказала ОКОЛО о безумном Арлекине, помолодевшей няньке, базаровском следе, умении прощать и удивительном способе сосуществовать с другими.
Лариса Шатина подготовила развернутый материал о двух спектаклях Новосибирского городского драматического театра, ставших ключевыми эпизодами одного большого культурного События. Речь идет о спектакле Учителя и Ученика – об «Унтиловске» Сергея Афанасьева и «Дяде Ване» в постановке Сергея Чехова.
«Унтиловск» – одна из немногих пьес Леонова, которая при первом прочтении произвела на меня сильное, но странное впечатление. Я внутренне готовилась к встрече со спектаклем Сергея Афанасьева, как готовятся к встрече с другом по переписке. Мучительно пыталась решить для себя один важный момент: насколько современен этот архаический текст, эти витиеватые слова, эти мучительные поиски… Чего?.. Кому нужен сегодня насквозь советский драматург Леонов? В общем-то, это был для меня самый важный вопрос к спектаклю.
Новосибирский городской драматический театр пробует на вкус пьесу Николая Гоголя