Назад Наверх

«Сучилища» Серовского театра драмы им. А. П. Чехова: Ассоль с училища

Пьеса Андрея Иванова «С училища» – настоящий хит современной драматургии. Хорошо сделанная пьеса с закрученным сюжетом рассказывает о жизни современного героя, который ходит в барбершоп и мечтает вписаться в движовый стартап. Текст Иванова фиксирует сегодняшнюю хипстерскую реальность и сталкивает ее с вечной и вневременной реальностью мира гопников. 

В спектакле Серовского театра драмы им. А. П. Чехова «Сучилища» режиссер Петр Шерешевский берет пьесу, говорящую языком нынешних улиц и молодежных тусовок, и переносит ее в условный мир, который визуально ассоциируется со средневековьем. Герои оказываются в рыбацкой деревушке, почти из романа Александра Грина: крупный песок под ногами, зрительный зал, затянутый полиэтиленом (спектакль идет в камерном пространстве) – море, деревянные стены легких летних домиков, паруса, которые сушат на перекладинах… Все герои спектакля ловят рыбу, разделывают ее и возводят свой промысел в культ.

Танька (Карина Пестова) начинает говорить в морскую раковину как в трубку телефона. Кажется, что она прислушивается к голосам моря – нежная, но дерзкая Ассоль, сказочная героиня, заброшенная автором в ожидании счастья в этот уютный и расслабленный мир. Карина Пестова звучит как персонаж возвышенный, но текст пьесы переключает ее способ существования на интонации гопницы с района. Между существованием вне времени, в некой притчевой атмосфере и перетягивающим в современность языком Андрея Иванова создается заметный диссонанс, который прозвучит и у других персонажей.

Сережа (Кирилл Имеров) у Шерешевского – это смесь типичного учителя-философа, потрепанного жизнью, не имеющего ничего общего с современной молодежью, и хрестоматийного неудачника, который готов унижаться для того, чтобы выслужиться перед сильными мира сего и хоть немного приблизиться к ним. Сцена в барбершопе, где Сережа заключает пари со Славиком (Сергей Каляев), – одна из самый стилистически выдержанных: именно здесь текст и обстоятельства пьесы прекрасно соединяются с предлагаемыми режиссером местом и временем.

В «Сучилище» создается впечатление какого-то иного, придуманного нарочно мира, где соседствуют и рыболовный промысел, и макбук последней модели, и забавно переиначенная матерная брань. Из пьесы убраны все маты, которые, казалось, невозможно вообще исключить из этого текста, ведь мат – это единственный язык, на котором общается, например, отец Таньки Егор (Дмитрий Плохов). В спектакле Серовского театра матерная речь зарифмована на цензурный манер, звучит это примерно, как «и хрюкатали зелюки как мюмзики в мове», создавая полное ощущение параллельной реальности, в которой абсолютно естественны все эти стилевые нестыковки.

Шерешевский своим «осовремениванием наизнанку» расставляет в хитовой пьесе новые акценты. Он делает классикой сегодняшнее высказывание, приближает Андрея Иванова к Шекспиру. Параллели с классической трагедией есть в самой пьесе, видимо, эти отсылки и стали точкой, от которой режиссер выстраивает свой выдуманный рыбацкий мир. Надо заметить, что пьеса «С училища» для такого переворота в классику имеет все необходимое, она прямо работает с вечными и основополагающими человеческими страстями и страхами. И чем зэк Костя не Отелло?

Режиссер замешивает дикий коктейль из средневековья, современности, библейских мотивов (Сережа тут как Иуда решается убить, пусть и чужими руками, Таньку, ставшую центром его мира), и из греческой мифологии (Костя – Харон, он приплывает на лодке по реке Стикс, он же заберет жизнь героини, положит ей на глаза две монеты, и увезет по воде в вечность).

Кажется, что в некоторых сценах Шерешевский снижает пафос переживаний, который нагнетает драматург, уводит все в сатиру. Зато рассказы о девственности героини звучат как ода ее добродетели, Танька вдруг становится вселенской душой, в которой живет и катарсис, и эрос, и танатос. У Шерешевского она слишком велика для такого маленького, камерного мира, ее энергия – это энергия хаоса, и она губит и Костю, и себя, а маленького человека Сережу, идеального приспособленца, этот хаос выбрасывает куда-то в другую страну далеко-далеко от рыбацкой деревеньки.

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *