Назад Наверх

Тяжело в ученье: «Карлик Нос» в Новосибирском областном театре кукол

Блог 22.03.2019 Дарья Флеенко

Н. Шувалов по сказке В. Гауфа «Карлик Нос».

Новосибирский областной театр кукол.

Режиссер Вера Каратаева, художник Александра Павлова

Текущий театральный сезон в театре кукол богат на премьеры и новые режиссерские имена. Первая премьера – постановка «Карлик Нос» режиссера из Санкт-Петербурга Веры Каратаевой. Это название довольно часто встречается в репертуарах театров кукол, но в Новосибирском театре кукол, кажется, к нему обратились впервые.

Спектакль Веры Каратаевой строится на приеме «театр в театре». Актеры играют актеров, которые разыгрывают историю о Карлике Носе, сочиняя ее тут же, у всех на глазах. В центре сцены – повозка и чемоданы. Они и будут основной декорацией спектакля (художник Александра Павлова). Когда поднимается занавес, зрители видят, что вокруг повозки расположились на привал бродячие комедианты. «А что, будет без кукол?» – раздается шепот зрителей, видимо, не привыкших к живому плану.


Сцена из спектакля «Карлик Нос»

На сцену вбегает Шут (арт. Андрей Меновщиков) с криком: «Я придумал! Я придумал!». Начинается игра в создание спектакля: «Давным-давно на земле водились колдуны и колдуньи…». Этот зачин подхватывают и продолжают другие актеры – и на глазах зрителей происходит рождение сказки о Карлике носе. Артисты (в исполнении засл. арт. РФ Л. Щелкачевой, арт. М. Кравченко, А. Галкина, М. Бобоедова, А. Меновщикова) рассказывают историю и в процессе перевоплощаются в ее персонажей. Такой режиссерский ход позволяет ввести интермедии, которые призваны придать динамичность действию (что, правда, не всегда удается), может быть, даже создать ощущение импровизации, а также обыграть смену декораций и мест действия.

Популярность сказки Гауфа у режиссеров-кукольников неудивительна – она как будто задумана для театра кукол. Стоит только прочитать описания персонажей, чтобы вообразить их облик и почувствовать их кукольную природу: «… старуха с маленькими красными глазками, острым, сморщенным от старости личиком и длинным-предлинным носом, который спускался до самого подбородка. Старуха опиралась на костыль, и удивительно было, что она вообще может ходить: она хромала, скользила и переваливалась, точно у нее на ногах были колеса. Казалось, она вот-вот упадет и ткнется своим острым носом в землю». Или вот, например: «сейчас же по лестнице быстро сбежали вниз морские свинки – совсем необыкновенные морские свинки, которые ходили на двух лапках. Вместо башмаков у них были ореховые скорлупки, и одеты эти свинки были совсем как люди – даже шляпы не забыли захватить». Создатели спектакля, однако, за основу взяли драматургическую переработку сказки Николаем Шуваловым. В пьесе внешность персонажей лаконично описана в ремарках. «Оглядывается и замечает неожиданно неизвестно откуда появившуюся горбатую длинноносую Старуху. В трясущихся руках с крючковатыми пальцами она держит большую пустую корзину» – например, так, гораздо более сдержано, чем в сказке, в ремарке пьесы представлена Старуха Кройтервайс при ее появлении на базарной площади в начале пьесы. В спектакле такой образ оказывается более органичным.

Сцена из спектакля «Карлик Нос»

В Старуху перевоплощается Шут, надев жутковатую маску с крючковатым носом и плащ. Именно Старуха самая колоритная фигура спектакля – инфернальная и пугающая. Этот персонаж, безусловно, привлекает и держит внимание, но одновременно и провоцирует на размышление о возникающих противоречиях.

Жанр постановки, указанный в программке – сказка-буфф, что намекает на ее комический характер. Но содержание спектакля этому определению сопротивляется. Комическими можно считать лишь несколько сцен, самой яркой из которых является сцена застолья Герцога и Князя – их играют актеры в масках. Гораздо сильнее режиссером педалирована дидактическая составляющая истории.

Сюжет о взрослении Якоба, превращается в историю отношений учителя и ученика. Учителем выступает Старуха. Все события сказки в спектакле раскрываются в их взаимосвязи. Оказывается, что Старуха намеренно подстроила похищение Якоба, после чего обучила его поварскому искусству и отпустила, но продолжила наблюдать за ним и создавать ситуации, когда он должен был делать выбор. Именно благодаря колдунье произошла встреча Якоба с принцессой, в облике гусыни. Вместе они прошли испытания на человечность под чутким руководством Старухи, вновь обрели свой облик и стали, повторим слова, звучащие в финале со сцены, «жить на родине принцессы как принц и принцесса и не забывали уроков ведьмы». Такой фокус внимания на роли Старухи в жизни героев смещает акцент с самостоятельного выбора ими своего пути, и, возможно, несколько спрямляет смысл сказки романтика Гауфа.


Сцена из спектакля «Карлик Нос»

Местом, где разворачиваются события спектакля, становится повозка бродячих комедиантов, которая при помощи перестановок и видеопроекций превращается то в базарную площадь средневекового немецкого городка, то в дом ведьмы, то во дворец герцога, где Карлик Нос служит поваром. Лаконичными и выразительными средствами создателям спектакля удалось передать атмосферу страшноватой и одновременно доброй сказки. На глазах у зрителей актеры управляют планшетными куклами и перевоплощаются в персонажей сказки, надев маски.

Якоб и принцесса Мими (после ее перевоплощения из гусыни) – куклы с выразительными тонкими лицами и большими глазами. Даже в облике Карлика Носа лицо Якоба сохраняет то же по-детски трогательное и немного грустное выражение. Также в куклах сыграны мама Якоба, очень колоритные и забавные в их речевой характеристике, повара на кухне герцога и белки-прислужники ведьмы.

В масках выступают Герцог, Князь и, конечно, Старуха. Персонажи, от которых в той или иной мере зависит жизнь Карлика Носа и других персонажей. В этой логике несколько схематично выглядит внутренние изменения главного героя – ведь из куклы Карлика Носа он превращается снова в куклу, пусть и красивого, юноши…  Словом, спектакль предлагает интересные темы для размышления и обсуждения с детьми.


Сцена из спектакля «Карлик Нос»

Рассчитана постановка на зрителей старше шести лет и детям помладше, действительно, может показаться страшноватой в некоторых сценах. Сам выбор постановочного материала интересен и нов для нашего театра. В спектакле созданы возможности для раскрытия актерских индивидуальностей, которые, конечно, в труппе театра есть. Можно констатировать, что шаг в сторону обновления и расширения репертуара Новосибирским театром кукол сделан.

В материале использованы фотографии Виктора Дмитриева из архива театра.

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *