Н. Шувалов по сказке В. Гауфа «Карлик Нос».
Новосибирский областной театр кукол.
Режиссер Вера Каратаева, художник Александра Павлова
Текущий театральный сезон в театре кукол богат на премьеры и новые режиссерские имена. Первая премьера – постановка «Карлик Нос» режиссера из Санкт-Петербурга Веры Каратаевой. Это название довольно часто встречается в репертуарах театров кукол, но в Новосибирском театре кукол, кажется, к нему обратились впервые.
Спектакль Веры Каратаевой строится на приеме «театр в театре». Актеры играют актеров, которые разыгрывают историю о Карлике Носе, сочиняя ее тут же, у всех на глазах. В центре сцены – повозка и чемоданы. Они и будут основной декорацией спектакля (художник Александра Павлова). Когда поднимается занавес, зрители видят, что вокруг повозки расположились на привал бродячие комедианты. «А что, будет без кукол?» – раздается шепот зрителей, видимо, не привыкших к живому плану.
На сцену вбегает Шут (арт. Андрей Меновщиков) с криком: «Я придумал! Я придумал!». Начинается игра в создание спектакля: «Давным-давно на земле водились колдуны и колдуньи…». Этот зачин подхватывают и продолжают другие актеры – и на глазах зрителей происходит рождение сказки о Карлике носе. Артисты (в исполнении засл. арт. РФ Л. Щелкачевой, арт. М. Кравченко, А. Галкина, М. Бобоедова, А. Меновщикова) рассказывают историю и в процессе перевоплощаются в ее персонажей. Такой режиссерский ход позволяет ввести интермедии, которые призваны придать динамичность действию (что, правда, не всегда удается), может быть, даже создать ощущение импровизации, а также обыграть смену декораций и мест действия.
Популярность сказки Гауфа у режиссеров-кукольников неудивительна – она как будто задумана для театра кукол. Стоит только прочитать описания персонажей, чтобы вообразить их облик и почувствовать их кукольную природу: «… старуха с маленькими красными глазками, острым, сморщенным от старости личиком и длинным-предлинным носом, который спускался до самого подбородка. Старуха опиралась на костыль, и удивительно было, что она вообще может ходить: она хромала, скользила и переваливалась, точно у нее на ногах были колеса. Казалось, она вот-вот упадет и ткнется своим острым носом в землю». Или вот, например: «сейчас же по лестнице быстро сбежали вниз морские свинки – совсем необыкновенные морские свинки, которые ходили на двух лапках. Вместо башмаков у них были ореховые скорлупки, и одеты эти свинки были совсем как люди – даже шляпы не забыли захватить». Создатели спектакля, однако, за основу взяли драматургическую переработку сказки Николаем Шуваловым. В пьесе внешность персонажей лаконично описана в ремарках. «Оглядывается и замечает неожиданно неизвестно откуда появившуюся горбатую длинноносую Старуху. В трясущихся руках с крючковатыми пальцами она держит большую пустую корзину» – например, так, гораздо более сдержано, чем в сказке, в ремарке пьесы представлена Старуха Кройтервайс при ее появлении на базарной площади в начале пьесы. В спектакле такой образ оказывается более органичным.
В Старуху перевоплощается Шут, надев жутковатую маску с крючковатым носом и плащ. Именно Старуха самая колоритная фигура спектакля – инфернальная и пугающая. Этот персонаж, безусловно, привлекает и держит внимание, но одновременно и провоцирует на размышление о возникающих противоречиях.
Жанр постановки, указанный в программке – сказка-буфф, что намекает на ее комический характер. Но содержание спектакля этому определению сопротивляется. Комическими можно считать лишь несколько сцен, самой яркой из которых является сцена застолья Герцога и Князя – их играют актеры в масках. Гораздо сильнее режиссером педалирована дидактическая составляющая истории.
Сюжет о взрослении Якоба, превращается в историю отношений учителя и ученика. Учителем выступает Старуха. Все события сказки в спектакле раскрываются в их взаимосвязи. Оказывается, что Старуха намеренно подстроила похищение Якоба, после чего обучила его поварскому искусству и отпустила, но продолжила наблюдать за ним и создавать ситуации, когда он должен был делать выбор. Именно благодаря колдунье произошла встреча Якоба с принцессой, в облике гусыни. Вместе они прошли испытания на человечность под чутким руководством Старухи, вновь обрели свой облик и стали, повторим слова, звучащие в финале со сцены, «жить на родине принцессы как принц и принцесса и не забывали уроков ведьмы». Такой фокус внимания на роли Старухи в жизни героев смещает акцент с самостоятельного выбора ими своего пути, и, возможно, несколько спрямляет смысл сказки романтика Гауфа.
Местом, где разворачиваются события спектакля, становится повозка бродячих комедиантов, которая при помощи перестановок и видеопроекций превращается то в базарную площадь средневекового немецкого городка, то в дом ведьмы, то во дворец герцога, где Карлик Нос служит поваром. Лаконичными и выразительными средствами создателям спектакля удалось передать атмосферу страшноватой и одновременно доброй сказки. На глазах у зрителей актеры управляют планшетными куклами и перевоплощаются в персонажей сказки, надев маски.
Якоб и принцесса Мими (после ее перевоплощения из гусыни) – куклы с выразительными тонкими лицами и большими глазами. Даже в облике Карлика Носа лицо Якоба сохраняет то же по-детски трогательное и немного грустное выражение. Также в куклах сыграны мама Якоба, очень колоритные и забавные в их речевой характеристике, повара на кухне герцога и белки-прислужники ведьмы.
В масках выступают Герцог, Князь и, конечно, Старуха. Персонажи, от которых в той или иной мере зависит жизнь Карлика Носа и других персонажей. В этой логике несколько схематично выглядит внутренние изменения главного героя – ведь из куклы Карлика Носа он превращается снова в куклу, пусть и красивого, юноши… Словом, спектакль предлагает интересные темы для размышления и обсуждения с детьми.
Рассчитана постановка на зрителей старше шести лет и детям помладше, действительно, может показаться страшноватой в некоторых сценах. Сам выбор постановочного материала интересен и нов для нашего театра. В спектакле созданы возможности для раскрытия актерских индивидуальностей, которые, конечно, в труппе театра есть. Можно констатировать, что шаг в сторону обновления и расширения репертуара Новосибирским театром кукол сделан.
В материале использованы фотографии Виктора Дмитриева из архива театра.