Назад Наверх

Карлик Нос, или Бёф о каррот

Блог 15.03.2019 Яна Глембоцкая

Режиссер – Евгений Арзамасцев

Актриса – Татьяна Скрябина

За роялем – Тимофей Казанцев

Спектакль по сказке «Карлик нос» поставил доцент театрального института Евгений Арзамасцев, играет в спектакле артистка НГДТ п/р С.Н. Афанасьева Татьяна Скрябина. Евгений Юрьевич уже много лет преподает актерское мастерство на курсе профессора М. А. Шелевер (специализация «артист эстрады»), не раз становился лауреатом и дипломантом всероссийских и международных фестивалей и конкурсов как режиссер, известен и как автор инсценировок по русской классике. Татьяна Скрябина сразу стала заметной на сцене городского драматического театра – заявила о себе в ролях ярких женщин, совсем непохожих одна на другую: Варя («Вишневый сад»), Людмила Львовна («Гранатовый браслет»), Мэрил («Dreamworks»), Васка («Унтиловск»), Рашель («Васса Железнова»).

Фото из социальной сети

Сказка «Карлик Нос» репетировалась долго, велась кропотливая, ювелирная работа над словом, над «сведением» разных переводов с немецкого — в лучших традициях высокой литературной эстрады. Звук спектакля – теплый, разнообразный, богатый красками, голос актрисы вступает в диалог с музыкой, со звуком рояля – рояль говорит, а голос звучит как музыка. За роялем Тимофей Казанцев – пианист, органист и аранжировщик, окончивший класс заслуженного деятеля искусств России, профессора М.С. Лебензон, лауреат международных конкурсов. В спектакле звучат пьесы из «Детского альбома» Хачатуряна, музыка становится полноправным участником действия, а пианист – умным и чутким собеседником актрисы.

Совместное сочинительство актера и режиссера предполагает соавторство и сотворчество при создании моноспектакля в гораздо большей мере, чем в драматическом спектакле. Канва сказки Вильгельма Гауфа сохранена режиссером-постановщиком. Злой колдунье понадобился доверчивый ребёнок с добрым сердцем, но для чего он нужен старухе, не сразу понятно. Она обманом заманивает к себе Якоба — сына сапожника Хайнца и зеленщицы Ганны и превращает его в уродливого карлика. За время его пребывания в замке ведьмы проходит семь лет. Колдунья задумала сделать Якоба своим учеником и преемником, передать ему секреты кореньев и трав, пусть даже и против его воли. Покинув дом старухи, Якоб хочет вернуться к людям, но сделать это невозможно — Ганна не узнает своего любимого сына в карлике, горожане смеются над мальчиком-калекой и гонят его прочь. Однажды он спасает жизнь гусыне, и оказывается, что это похищенная и заколдованная принцесса Мими. Конечно, зачарованные дети полюбили друг друга, вместе они пройдут через испытания и приключения, и все закончится свадьбой.

Можно было бы сказать, что «Карлик Нос» это концерт для женского голоса и фортепиано, но такое описание жанра не ухватывает сути происходящего, ведь в спектакле важную роль играет также пластика актрисы, ее работа с предметами, умение превращаться из молодой женщины в мальчика, из мальчика в уродливую старуху. Все превращения происходят, прежде всего, в звуке, именно тембр голоса, его окраска меняют маски, выразительность «умного тела» поддерживает и сопровождает действие, развивающееся в слове, в мелодиях и в музыке голосов. Спектакль не только богат и красив по звуку, он красив визуально. «Дождь» (или «водопад»?)  из белых веревочек на фоне черного кабинета создает идеальный фон для моноспектакля, ткань в руках у актрисы превращается во множество вещей и предметов, от передника и платка, в кочан капусты и отрубленную человеческую голову. Ткань бликует в свете театральных фонарей, отрез шелка с атласным блеском участвует в спектакле, даже когда он еще просто лежит как «шелк в предлагаемых обстоятельствах».

Помимо сказочного сюжета о победе любви над коварством и добра над злом, в театральной версии сказки возникает параллельный сюжет о чувственном богатстве, изобилии жизни. Якоб неслучайно становится гениальным поваром, вкус к жизни в нем развивается вместе со вкусовыми рецепторами профессионального кулинара. Для России с ее аскетичными пищевыми привычками, с годами дефицита и сурового меню общепита, гастрономия как искусство все-таки остается диковиной. Для интеллигентного человека считается нормальным жить всухомятку и не делать из еды культа. Лидеры мнения, знающие толк в еде, в официальной советской культуре, скорее, были исключением (кроме Жванецкого и Табакова никто в голову и не приходит). Правда, за последние годы ситуация изменилась: Леонид Парфенов и его талантливая жена, волшебница кулинарии Елена Чекалина, Юлия Высоцкая и ее шоу «Едим дома», энтузиаст русской кухни Максим Сырников, историк моды Александр Васильев, собственноручно приготавливающий бёф о каррот (boeuf aux carottes)  – это новые пророки гастрономического культа, столь же уважаемого в хорошем обществе, как и приличные манеры или утонченный вкус в одежде.

Спектакль «Карлик Нос» полон изысканных запахов, невероятных приправ и восхитительных кушаний. Актриса так талантливо и вдохновенно рассказывает нам о высокой кухне словами Якоба, что мы как будто чувствуем все эти ароматы и различаем пятьдесят оттенков пряностей. Неожиданное соединение пластичности звучащего слова и взрыва обонятельных ассоциаций, помноженных на тонкости вкусовой памяти, дарит зрителю уникальный театральный опыт. Сидя в кресле, чувствуешь и себя немного Карликом Носом и, как знать, не выйдет ли из театрального зала будущий великий ресторатор, пока еще в обличье нескладного пятиклассника.

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *