Режиссер – Евгений Арзамасцев
Актриса – Татьяна Скрябина
За роялем – Тимофей Казанцев
Спектакль по сказке «Карлик нос» поставил доцент театрального института Евгений Арзамасцев, играет в спектакле артистка НГДТ п/р С.Н. Афанасьева Татьяна Скрябина. Евгений Юрьевич уже много лет преподает актерское мастерство на курсе профессора М. А. Шелевер (специализация «артист эстрады»), не раз становился лауреатом и дипломантом всероссийских и международных фестивалей и конкурсов как режиссер, известен и как автор инсценировок по русской классике. Татьяна Скрябина сразу стала заметной на сцене городского драматического театра – заявила о себе в ролях ярких женщин, совсем непохожих одна на другую: Варя («Вишневый сад»), Людмила Львовна («Гранатовый браслет»), Мэрил («Dreamworks»), Васка («Унтиловск»), Рашель («Васса Железнова»).
Сказка «Карлик Нос» репетировалась долго, велась кропотливая, ювелирная работа над словом, над «сведением» разных переводов с немецкого — в лучших традициях высокой литературной эстрады. Звук спектакля – теплый, разнообразный, богатый красками, голос актрисы вступает в диалог с музыкой, со звуком рояля – рояль говорит, а голос звучит как музыка. За роялем Тимофей Казанцев – пианист, органист и аранжировщик, окончивший класс заслуженного деятеля искусств России, профессора М.С. Лебензон, лауреат международных конкурсов. В спектакле звучат пьесы из «Детского альбома» Хачатуряна, музыка становится полноправным участником действия, а пианист – умным и чутким собеседником актрисы.
Совместное сочинительство актера и режиссера предполагает соавторство и сотворчество при создании моноспектакля в гораздо большей мере, чем в драматическом спектакле. Канва сказки Вильгельма Гауфа сохранена режиссером-постановщиком. Злой колдунье понадобился доверчивый ребёнок с добрым сердцем, но для чего он нужен старухе, не сразу понятно. Она обманом заманивает к себе Якоба — сына сапожника Хайнца и зеленщицы Ганны и превращает его в уродливого карлика. За время его пребывания в замке ведьмы проходит семь лет. Колдунья задумала сделать Якоба своим учеником и преемником, передать ему секреты кореньев и трав, пусть даже и против его воли. Покинув дом старухи, Якоб хочет вернуться к людям, но сделать это невозможно — Ганна не узнает своего любимого сына в карлике, горожане смеются над мальчиком-калекой и гонят его прочь. Однажды он спасает жизнь гусыне, и оказывается, что это похищенная и заколдованная принцесса Мими. Конечно, зачарованные дети полюбили друг друга, вместе они пройдут через испытания и приключения, и все закончится свадьбой.
Можно было бы сказать, что «Карлик Нос» это концерт для женского голоса и фортепиано, но такое описание жанра не ухватывает сути происходящего, ведь в спектакле важную роль играет также пластика актрисы, ее работа с предметами, умение превращаться из молодой женщины в мальчика, из мальчика в уродливую старуху. Все превращения происходят, прежде всего, в звуке, именно тембр голоса, его окраска меняют маски, выразительность «умного тела» поддерживает и сопровождает действие, развивающееся в слове, в мелодиях и в музыке голосов. Спектакль не только богат и красив по звуку, он красив визуально. «Дождь» (или «водопад»?) из белых веревочек на фоне черного кабинета создает идеальный фон для моноспектакля, ткань в руках у актрисы превращается во множество вещей и предметов, от передника и платка, в кочан капусты и отрубленную человеческую голову. Ткань бликует в свете театральных фонарей, отрез шелка с атласным блеском участвует в спектакле, даже когда он еще просто лежит как «шелк в предлагаемых обстоятельствах».
Помимо сказочного сюжета о победе любви над коварством и добра над злом, в театральной версии сказки возникает параллельный сюжет о чувственном богатстве, изобилии жизни. Якоб неслучайно становится гениальным поваром, вкус к жизни в нем развивается вместе со вкусовыми рецепторами профессионального кулинара. Для России с ее аскетичными пищевыми привычками, с годами дефицита и сурового меню общепита, гастрономия как искусство все-таки остается диковиной. Для интеллигентного человека считается нормальным жить всухомятку и не делать из еды культа. Лидеры мнения, знающие толк в еде, в официальной советской культуре, скорее, были исключением (кроме Жванецкого и Табакова никто в голову и не приходит). Правда, за последние годы ситуация изменилась: Леонид Парфенов и его талантливая жена, волшебница кулинарии Елена Чекалина, Юлия Высоцкая и ее шоу «Едим дома», энтузиаст русской кухни Максим Сырников, историк моды Александр Васильев, собственноручно приготавливающий бёф о каррот (boeuf aux carottes) – это новые пророки гастрономического культа, столь же уважаемого в хорошем обществе, как и приличные манеры или утонченный вкус в одежде.
Спектакль «Карлик Нос» полон изысканных запахов, невероятных приправ и восхитительных кушаний. Актриса так талантливо и вдохновенно рассказывает нам о высокой кухне словами Якоба, что мы как будто чувствуем все эти ароматы и различаем пятьдесят оттенков пряностей. Неожиданное соединение пластичности звучащего слова и взрыва обонятельных ассоциаций, помноженных на тонкости вкусовой памяти, дарит зрителю уникальный театральный опыт. Сидя в кресле, чувствуешь и себя немного Карликом Носом и, как знать, не выйдет ли из театрального зала будущий великий ресторатор, пока еще в обличье нескладного пятиклассника.