Театр создан в 1920 году в Одессе группой молодых актёров во главе с режиссёром В. К. Татищевым. В Новосибирске работает с 1932 года.
Петербургский режиссер Дмитрий Егоров – неотъемлемая часть театрального контекста Новосибирска, поэтому каждая новая его постановка вызывает желание хотя бы отчасти разложить по полочкам очередной «вклад» в этот самый контекст. В сегодняшнем репертуаре академического «Красного факела», отмечающего нынче 100-летие, спектакли Дмитрия Егорова отвечают за самую актуальную повестку, «время за окном», что, без оговорок можно считать, счастливым стечением обстоятельств.
Григорий Горин «Шут Балакирев». Новосибирский драматический театр «Красный факел». Режиссер – Тимур Насиров. Художник – Александр Мохов При вспышках гнева и при ругани они не пользуются слишком, к сожалению, у нас распространенными проклятиями и пожеланиями с именованием священных предметов, посылкою к черту, руганием «негодяем», и т.п.. Вместо этого у них употребительны многие постыдные, гнусные слова […]
Новосибирский «Красный факел» вернулся с очередных европейских гастролей — на этот раз «Три сестры» Тимофея Кулябина увидели зрители Женевы и Берлина. Впереди показы спектакля в Цюрихе. Актриса Дарья Емельянова, исполнительница роли Маши, рассказывает, как восприняли чеховские проблемы европейские зрители, об особенности организма подстраиваться под роли и чем ей близок итальянский режиссер Ромео Кастеллуччи.
Осмысление феномена режиссерского театра, родившегося и укреплявшего свои позиции на протяжении XX века, не теряет актуальности и в начале века XXI. Публикуем фрагменты статьи профессора Ю. В. Шатина, который предлагает взгляд на специфику современного режиссерского театра через призму отношений практики сценического искусства с драматургией и теорией драмы.
«Индивидуальные судьбы персонажей Кулябин сопрягает с самим моментом перелома эпох, чтобы отразить перманентное состояние человека на грани пропасти. Был человек, и нет его. Не все ли равно… Чеховская мысль, столь мощно прозвучавшая в финале его «Трех сестер», здесь укрупняется, доводится до буквальности и потому кажется лишенной метафизичности и прозаически сухой», — читайте рецензию Оксаны Ефременко о премьере «Дети солнца» Тимофея Кулябина.
Пустыня Атакама, нашедшая отражение на современной карте Чили, считается самым обезвоженным местом на Земле. Здесь, за исключением скальных расщелин и неизведанных глубин, не способны выжить даже микроорганизмы. Новосибирскому спектаклю Филиппа Григорьяна в этом смысле нет равных. Об «Иллюзии» на сцене «Красного факела» материал Степана Звездина.
«В финале присмиревшая после сообщения о смерти младенца Марья Ивановна садится на гроб, половина которого открыта, и из открытой части льется холодный мертвенный свет, подсвечивая ее красивый профиль. Картинка эффектная, но что она значит?» – Яна Глембоцкая задала несколько вопросов премьере Сергея Левицкого «Дураки на периферии» в «Красном факеле».
«Создается ощущение, что режиссер аккуратно вышагивает на границах безумного абсурда и острой сатиры, боясь окунуться во что-то конкретное. Оттого мы не получаем ни того, ни другого», – текст Кирилла Демидова о премьере спектакля Сергея Левицкого «Дураки на периферии» в «Красном факеле».
Афиша театра «Красный факел» пополнилась новым названием «Поцелуй», которое нарочно и осознанно дезориентирует публику. По замыслу постановщиков зрители должны пройти путь от надежд на легкий театральный вечер до серьезного культурного потрясения. О противоречивой премьере режиссера Юрия Урнова – текст Анастасии Москалевой.
Существует ли театр Андрея Платонова? Возможно, говорить о нем рано: пьесы Платонова были открыты и опубликованы лишь в 2006 году, часть текстов утрачена, постановочная история еще не сложилась. Сами тексты стоит считать скорее проектами пьес, печальным напоминанием о несбывшемся: у автора не было шанса поучаствовать в их воплощении. Главной опорой для нас в понимании этой драматургии остается платоновская проза. На ее фоне читатели и зрители пьес могут избежать некоторых ловушек – если решатся на риск. Часто слишком велик оказывается соблазн «нормализовать» Платонова, подогнать под готовые рецепты. Проверить самые очевидные из них накануне премьеры «Дураков на периферии» в «Красном факеле» предлагает Наталья ЛАСКИНА.
«ОКОЛО» начинает серию публикаций о, безусловно, самой ожидаемой премьере этого сезона в «Красном факеле» – спектакле Тимофея Кулябина «Процесс». В первом материале речь пойдет о романе и собственно о Кафке, интерес к которому, по признанию режиссера, и есть главный повод для постановки «Процесса». О намерении и результате, о «кафкианском следе» в спектакле Кулябина – текст кандидата филологических наук Анастасии Москалевой.
Сегодня юбилей у актрисы Галины Александровны Алехиной, чьё имя для новосибирцев разных возрастов и эстетических пристрастий является знаком театра. Не какого-то конкретного театра («Старого дома» или «Красного факела»), не какого-то абстрактного – искусства. Алехина – это человеческий театр, где эпицентром является внутренний мир, сложное устройство души; это театр о людях и для людей. А живая жизнь театра и состоит в неотменимости присутствия человека, его тела, его речи, пауз между словами, заполняемых дыханием, то есть вдохов и выдохов.
Уже при имени Алехина, когда выдыхаешь это а- ох.., изменяется состояние среды, что-то подступает к сердцу, хватает за горло, позволяет забыть себя и увидеть другого. И вновь обрести себя…
«Под занавес сезона «Красный факел» показал нам «Тектонику чувств» Э.-Э. Шмитта. И подумалось: да, тут ему, Шмитту, самое место – ведь за исключением из ряда вон выходящих ошеломительных спектаклей Тимофея Кулябина, Шмитт отлично вписывается в тот самый основной краснофакельский ряд, давно утвердившийся на его сцене. Это, можно сказать, «тёплый буржуазный жанр», когда как бы перед вами и «сериал», но всё же не вполне «сериал» (то есть не «Ужин с дураком», не «Чай с мятой»), а театральное действо с неким намёком на философский уклон, на ауру интеллектуализма», – Валерия Лендова рассказала о своих впечатлениях со спектаклем Сергея Чехова в театре «Красный факел».
24 сентября в театре «Красный факел» состоится премьера спектакля «Процесс» по роману Франца Кафки. Режиссером спектакля выступит Тимофей Кулябин. Новая работа известного новосибирского постановщика – это реалити-триллер, посвященный человеку новейшего времени. Человеку, который не может понять законы окружающего его мира и поэтому совершает роковые ошибки именно там, где они, казалось бы, исключены. В постановочную команду Кулябина по […]
Недавно в «Красном факеле» сыграли премьеру – современную французскую комедию «Чай с мятой или с лимоном?». Пьесу Даниэля Наварро и Патрика Одекера в переводе новосибирца Сергея Самойленко поставил режиссер Михаил Заец. На премьере побывал Юрий Татаренко.
На днях актеру «Красного факела», заслуженному артисту России Владимиру Лемешонку исполнилось 60 лет. В юбилейный вечер в театре был сыгран спектакль «Отцы и сыновья», где Владимир Евгеньевич неподражаемо исполнил роль Павла Петровича Кирсанова. Юрий Татаренко побеседовал с любимым актером Новосибирска накануне праздника.
Ночь Достоевского: полное собрание впечатлений Театр «Красный факел» Начало в 19:00, 19:30, 20:00, 20:30, 21:00 27 марта театр «Красный факел» традиционно проводит свою самую безумную театральную ночь года. В 2016-м она посвящена Фёдору Михайловичу Достоевскому. Кроме неиссякаемого интереса зрителей и режиссеров к творчеству писателя, поводом стал еще и каскад знаменательных дат: в этом году исполняется 195 […]
«Критик Марков назвал вахтанговскую «Принцессу Турандот» «взглядом художника на побежденный материал». Старое определение вспомнилось применительно к «Трем сестрам»: сцепка авангардного и психологического ходов в спектаклях Тимофея Кулябина никогда не была такой крепкой, не вела к такому впечатляющему результату – взять хотя бы отличный четвертый акт. Воистину, в объятиях мхатовского метода авангард «помолодел», и «глаза у него стали прозрачными, без дна», – Валерия Лендова специально для ОКОЛО продолжила серию размышлений о спектакле «Три сестры» в театре «Красный факел».
«Никогда не забуду, как приехав на гастроли в Новосибирск, Малый театр привёз вагон мебели, где каждая деталь претендовала на подлинность провинциальной обстановки конца позапрошлого века. В такой умилительной натуральности зритель отчётливо ощущал привкус архаики. Подлинность интерьера в спектакле «Красного факела» совсем другого рода: каждая деталь ориентирована не на узнавание подлинности места и времени действия, но на раскрытие внутреннего мира персонажа, существующего во взаимодействии с ожившим молчанием действия», – доктор филологии Юрий Шатин продолжает серию материалов о премьере Тимофея Кулябина «Три сестры» в Новосибирском драматическом театре «Красный факел».
«Три сестры» Тимофея Кулябина производят оглушительное впечатление. Если режет слух слишком явный каламбур, можно по-другому – сокрушительное. Спектакль потрясает, сбивает с ног, сминает, расплющивает, через четыре часа выходишь из зала потрясенный, с гудящей головой. Еще до того, как начинаешь разбираться и приводить в порядок мысли и чувства, уже понимаешь главное – масштаб события» – ОКОЛО начинает серию статей об одной из главных премьер нового театрального сезона – спектакле Тимофея Кулябина «Три сестры» в «Красном факеле». Цикл открывает текст Сергея Самойленко.
96-й театральный сезон «Красный факел» начнет гастрольной программой: 4 сентября в рамках фестиваля «Реальный театр» в Екатеринбурге будет представлен спектакль «Довлатов. Анекдоты», а 6 сентября – премьера Тимофея Кулябина «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. Премьерный показ «Трех сестер» для новосибирских зрителей состоится позднее – 11 и 12 сентября. Как отмечает Тимофей Кулябин, спектакль «Три […]
Новосибирский театральный журнал ОКОЛО провел очередное исследование городского театрального контекста. На этот раз объектом внимания стал сезон 2014-2015, а именно – премьеры новосибирских драматических театров, состоявшиеся в период с 1 сентября 2014 по 30 июня 2015 года. В анкету, которую мы раздали профессиональным критикам, театральным обозревателям и редакторам культурных разделов различных СМИ вошли 29 спектаклей.
Яна Глембоцкая специально для ОКОЛО составила собственную новеллу по мотивам впечатлений от премьеры спектакля «Декамерон» в театре «Красный факел». Творение режиссера Василия Сенина спровоцировало автора и на рассуждения о бронзовении литературы, и на воспоминания о лекторе, похожем на Петрарку, и на призыв любить друг друга долгими зимними вечерами.
Илья Кузнецов рассказал ОКОЛО о своей встрече с Довлатовым на сцене театра «Красный факел». О хитросплетении микросюжетов, причудливом соединении образов Пушкина и ленинградского милиционера, о точных актерских работах и вопросах композиции #хорошегоспектакля «Довлатов. Анекдоты» – в материале нашего автора.
«Дмитрий Егоров поставил в «Красном факеле» интересный, честный и проблемный спектакль — с легкой шизофренией, здоровым юмором, вопиющей актуальностью и чудаковатой композицией, которая вскрывает закон зависимости творчества от русского абсурда» — представляем материал Степана Звездина, опубликованный в блоге «Петербургского театрального журнала»
Режиссер Дмитрий Егоров рассказал журналистам ОКОЛО о премьере «Довлатов. Анекдоты» в «Красном факеле», сложном детстве, поиске врагов и о том, почему не стоит писать письма президенту. Ситуация вокруг Т.Ф. Козицыной – бывшего директора Алтайского Молодежного театра – также в центре внимания.
Мнения Павла Руднева, Александра Вислова, Владимира Оренова и Валерия Семеновского.
Размышления о фестивалях и повседневности в культурном пространстве Новосибирска – вместо желаемых ответов открыли череду новых вопросов. Насколько фестивальные тренды совпадают с реальностью настоящего культурного события? Не сводятся ли они сегодня к простоте и пустоте современного пиар-события? Не предается ли забвению идею «гамбургского счета» в искусстве?