Назад Наверх

«Жанна» в Новокузнецком драматическом театре: Счастье не купишь

«Жанна» Я. Пулинович в Новокузнецком драматическом театре

Режиссер Юрий Печенежский. Художник Леша Лобанов.

Хореограф Даниил Нагайцев.

Пьеса Ярославы Пулинович «Жанна» несколько лет назад прогремела по стране. Спектакли появлялись повсюду. Интерес публики к этому материалу понятен: сюжет сосредоточен вокруг повседневной жизни героев, которые все время выясняют отношения. В центре — любовный треугольник, где сильная, независимая Жанна пытается удержать рядом с собой молодого парня Андрея, а он хочет освободиться от ее тиранической любви и создать семью с непритязательной Катей. Зрителю интересно следить за развитием действия, потому что возникает эффект подглядывания: события чужой жизни зеркалят реальность, поэтому увлекают и втягивают в простой, понятный сюжет. Правда, когда читаешь пьесу, кажется, что эта история совершенно лишена объема, к ней нечего добавить. Она как будто не предполагает вариаций, поэтому встроить ее в концепт, предложить решение — не самая простая задача для режиссера. Но, в этом материале можно найти повод для работы с актером, разглядеть в тексте не сразу заметный потенциал. Юрий Печенежский, который уже в третий раз работает в Новокузнецком театре, выбрал именно этот путь, скрупулезно проработав систему внутренних мотивов персонажей.

Спектакль «Жанна» можно представить как выставку фотографий из жизни одного человека, где за каждым снимком скрываются какие-то сюжеты. Жанр — история женщины (так он обозначен в программке) — довольно точно передает то, что происходит на сцене. В разных эпизодах мы видим разные проявления главной героини — владелицы сети продуктовых магазинов. Легкой и щебечущей она выглядит с молодым любовником Андреем; статной и манящей — с коллегой Виталием; властной, несгибаемой — с подчиненными и болезненно уязвимой — на могиле отца. Артистка Елена Амосова показывает Жанну человеком противоречивым, обнаруживая за всей показной шелухой маленькую обиженную девочку (мы видим ее на экране), которой неоднократно приходилось преодолевать препятствия и отстаивать право на жизнь. Ситуации, в которых она оказывается сейчас, заставляют Жанну действовать по-разному, но так или иначе за ее стальной хваткой, за стремлением все контролировать прячется женщина несчастная, которая никак не может реализовать потребность быть кому-нибудь нужной.

Пространство первого действия связано с Жанной. Она как будто все время наблюдает за происходящим. В правой части над сценой висит баннер — реклама магазина с ее фотографией (художник Леша Лобанов). В начале спектакля кажется, что Жанна на сцене и Жанна на плакате — два разных человека: первая утонченная и возвышенная; вторая обытовленная, земная, но постепенно, с изменением обстоятельств, происходит смыкание образов. Кроме баннера, в первом действии мы видим длинный-длинный диван. Он становится местом встреч, местом общения героев. Обыкновенный предмет мебели возводится в абсолют, заменяет собой многообразие мира, сам становится этим миром, в котором привычно, размеренно тянутся дни. Сцены сменяют друг друга, когда диван сдвигается в кулису, например, после объяснения Жанны и Андрея на следующем отрезке дивана происходит разговор Андрея и Кати. Несмотря на очевидный монтаж, склейку эпизодов, швы между ними практически незаметны. Постановщикам важны ощущения линейности и текучести жизни. В спектакле чувствуется логичный ход времени, когда одно событие цепляется за другое.

Мир второго действия, когда сцена загромождена деревянными ящиками, — мир Андрея (Александр Коробов). Он пытается устроиться без помощи Жанны, но у него ничего не выходит. Здесь видно, как распространяется ее влияние, как она может уничтожать. В своей удушающей любви она готова лишить Андрея не только красивой жизни, но и жизни вообще: оставить без работы, без денег, без документов, без жилья, среди совершенной разрухи, а он никогда об этом не узнает и каждый раз будет обращаться к ней за помощью. Герой Александра Коробова все время измеряет пространство рулеткой. В начале спектакля это действие вдумчивое, размеренное — в нем надежды на новую жизнь с Катей (Полина Зуева), а потом — нервные, конвульсивные движения из-за невозможность выбраться. Если Жанна в любой ситуации пытается сохранять невозмутимость, даже когда внутри страсти бушуют, то Андрей не скрывает своего отчаяния.

Персонажи внутренне подвижны, они похожи на обычных людей, которые действуют в зависимости от обстоятельств, определяются этими обстоятельствами. Прелесть спектакля как раз в том, что в нем много хороших актерских работ. Артисты играют героев, которых мы узнаем и которые заставляют нас включаться в действие. Режиссер не выносит им приговор, не делит на плохих и хороших. Все они сложные: даже карикатурный Виталий в исполнении Андрея Ковзеля обнаруживает глубину. Рассказывая о младшей дочери, которая скрашивает его однообразную жизнь, он развешивает в квартире Жанны детские рисунки — вместо пародии возникает лиричное звучание роли. Для спектакля, который выглядит очень простым и строится на историях про человека, в этом подробном рассмотрении персонажей и возникает содержание.

 

 

Войти с помощью: 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *